Автор: Нечвалода А. И.

Фото антропологической реконструкции (скульптурного бюста) головы по черепу женщины алакульской культуры эпохи бронзы. Селивановский могильник / Абзелиловский район РБ. Автор Нечвалода А. И.

Автор: Веселовская Е.В.

Пластическая реконструкция выполненная по мужскому черепу из кургана 2 могильника Аралтобе (Атырауская область). Могильник исследован Западно-Казахстанской археологической экспедицией под руководством З.Самашева в 1999 году.
Автор пластической реконструкции канд. биол. наук, доцент, старший научный руководитель лаборатории антропологической реконструкции Центра физической антропологии Института этнологии и антропологии РАН Е.В. Веселовская

Автор: Нечвалода А. И.

Фото антропологической реконструкции (скульптурного бюста) головы по черепу мужчины гунно-сарматского времени. Могильник Соленый Дол / Челябинская область.

Автор: Герасимов М.М.

Качуг (р. Лена) Раскопки Окладникова А.П.

Автор: Нечвалода А. И.

Фото антропологической реконструкции (скульптурного бюста) головы по черепу женщины золотоордынского времени. Мавзолей Хусейн-бека / Чишминский район РБ.

Автор: Герасимов М.М.

Китойский могильник находится на лев. бер. Ангары в 5 км ниже устья р. Китоя (в местности «Ярки»). В 1880—81 Н. И. Витковский произвел здесь раскопки 24 могил неолитической культуры. По богатству найденного погребального инвентаря К. м. является первоклассным доисторическим памятником

Автор: Нечвалода А. И.

Фото антропологической реконструкции (скульптурного бюста) головы по черепу мужчины кыпчака золотоордынского времени. Могильник Линевка I / Оренбургская область.

 

Автор: Лебединская Г.В.

Скульптурная реконструкция выполненная по черепу мужчины из кургана у с. Квасниковка, Саратовская область, недалеко от г. Энгельса. Погребение датировано XII-XIII вв. Определено как половецкое. 

Автор: Нечвалода А. И.

Фото антропологической реконструкции (скульптурного бюста) головы по черепу мужчины сакской культуры. Курганная группа Иртяш 14 / Челябинская область.

Автор: Алексеева Е.А. Атласовское погребение 1

Atlasovskoe101
Одиночное мужское погребение с некоторыми артефактами было случайно обнаружено рабочими в 2003 г. у озера Атласовское в пригороде г. Якутск на территории ботанического сада Якутского государственного университета (ныне Северо-восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова). Положение костей указывало на сидячее положение тела в погребении. В захоронении были найдены остатки лука и колчана со стрелами.  Эта находка представляет одно из наиболее ранних древнеякутских погребений, относящихся к кулун-атахской 
Останки, обнаруженные в погребении, принадлежат мужчине, погибшему в возрасте 20-25 летпозднесредневековой культуре, имевшей распространение в Центральной Якутии и на Вилюе в XIV-XVI вв.
.
 

Автор: Нечвалода А. И.

Фото антропологической реконструкции (скульптурного бюста) головы по черепу мужчины кимака. Могильник Аулиеколь / Казахстан.

Автор: Нечвалода А. И.

Фото антропологической реконструкции (скульптурного бюста) головы по черепу мужчины ямной культуры. Могильник Кумсай / Казахстан.

Автор: Балуева Т.С. и Веселовская Е.В.

Реконструкция лица по черепу мужчины из кургана 5 могильника Талды II. Могильник расположен недалеко от села Касыма Аманжолова, 300 км. от г. Караганда Республики Казахстан. Погребение соотносится с тасмолинской культурой раннего железного века. Автор раскопок А.З. Бейсенов. 

Автор: Алексеева Е.А. Зелёный Яр

Zeleniy Yar 102

   Портрет мужчины 50-60 лет из погребения 27 историко-культурного объекта у поселка Зелёный Яр (г. Салехард, ЯНАО Тюменской области), включающий погребения двух периодов раннего средневековья (VIII-IX вв. и XII-XIII вв.).  Восстановление внешности мумифицированного мужчины проведено с использованием компьютерной томографии и 3D-печати. 

Автор: Герасимов М.М.

Маркина гора (Костёнки XIV) — палеолитическое поселение возрастом около 37 тыс. лет близ села Костёнки Хохольского района Воронежской области. Находится на второй надпойменной террасе правого берега реки Дон, на мысу, носящем название Маркина гора. Относится к группе поселений Костёнковско-Борщёвские стоянки или Костёнковский комплекс стоянок.

Автор: Нечвалода А. И.

Фото антропологической реконструкции (скульптурного бюста) головы по черепу мужчины срубной культуры эпохи бронзы. Хусаиновские курганы / Давлекановский район РБ.

Автор: Пежемский Д.В.

Графическая реконструкция человека из Нижней Джилинды (Северная Бурятия)

Автор: Алексеева Е.А. Погребение из могильника Карасье IX

Karasye 102   Череп принадлежит женщине 35-40  лет  из погребения 2, кургана 11 могильника Карасье 9. Раскопки Шараповой С.В.
   Могильник относится к саргатской культуре, датируется эпохой раннего железа.
 

Автор: Нечвалода А. И.

Фото антропологической реконструкции (скульптурного бюста) головы по черепу мужчины сармата. Филипповские курганы / Оренбургская область.

Автор: Алексеева Е.А. Святилище Усть-Полуй.

   Ust poluy 102Комплекс Святилище Усть-Полуй, расположенный в черте г. Салехард. В целом комплекс датируется преимущественно эпохой раннего железа и связан в той или иной мере с кулайской культурной общностью. Портрет женщины зрелого возраста.

Автор: Герасимов М.М.

Маркина гора (Костёнки XIV) — палеолитическое поселение возрастом около 37 тыс. лет близ села Костёнки Хохольского района Воронежской области. Находится на второй надпойменной террасе правого берега реки Дон, на мысу, носящем название Маркина гора. Относится к группе поселений Костёнковско-Борщёвские стоянки или Костёнковский комплекс стоянок.

Автор: Нечвалода А. И.

Фото антропологической реконструкции (скульптурного бюста) головы по черепу мужчины эпохи неолита из погребения в гроте Камнгь Дождевой / Сведловская область.

Автор: Балуева Т.С. и Веселовская Е.В.

Бердикожа-батыр (1708-1786) - государственный деятель, полководец, происходил из рода шынышкылы древнего племени уйсын Старшего жуза, издревле занимавшего плодородные земли по рекам Талас, Арысь и удобные для ведения скотоводства предгорья Каратау. Предположительно, батыр родился в 1708 году в местности Шыршык (Чирчик) в междуречье Сырдарьи и Келеса в семье охотника Арык мергена. Бердыкожа-батыр участвовал во всех крупных битвах казахов с джунгарами и волжскими калмыками (по некоторым данным, это более чем 100 сражений). Казахская устная историо­логия повествует и о том, что он руководил крупным ополчением казахов Старшего жуза в составе единой освободительной армии хана Абылая во время сражений против джунгар, а в 1756 году храбро сражался в рядах армии Абылай-хана против вторгшихся в Казахстан многочисленных войск китайцев. В 1771 году во время «пыльного похода» Шанышкылы Бердыкожа-батыр активно воюет с волжскими калмыками, попытавшимися весной через Сарыарку переселиться на опустевшую после джунгар территорию. 
В начале января 1786 года в очередном походе против кыргызов трагически погибает Бердыкожа-батыр. Об этом скорбном для казахов событии подробно написал А. Левшин в своем знаменитом труде «Описание киргиз-казацких или киргиз-кайсацких орд и степей»: «Еще более пострадал от бурутов киргиз-казачий старейшина Бердыкожа…Отчаянный старейшина киргиз-казачий, зная нравы своих неприятелей, не мог надеяться на счастие в будущем, и потому с намерением ускорить конец свой, заколол бурута (кыргыза. – Авт.), который вез его к своему родоправителю. Раздраженные поступком сим буруты немедленно остановились и умертвили Бердыкожу самым бесчеловечным образом. Сначала отрубили ему голову, руки и ноги, потом распороли живот и сложили в оный все отсеченные члены». 
Кстати, изучение останков батыра учеными из лаборатории М. Герасимова также говорит о наличии «множества травм без следов заживления. Это свидетельствует о том, что эти травмы стали причиной смерти. Все травмы нанесены тонкими сабельными лезвиями. Несколько ранений были несовместимы с жизнью. Таким образом, убийство было крайне жестоким». 
Так, тщательное антропологическое исследование московскими учеными костей батыра показало, что на верхней трети левого плеча была глубокая рана, затронувшая кость, головка левой плечевой кости срезана очень сильным сабельным ударом, рассечена левая ключица, отсечен фрагмент правого сосцевидного отростка височной кости черепа, а также повреждены внутренние нижние поверхности нижней челюсти. 
Практически полная сохранность всех элементов скелета указывает на то, что тело все же не было осквернено. Видимо, в то время враг умел уважать достойного соперника.
По древним обычаям казахов его мазар был возведен на древней караванной дороге, связавшей города-оазисы Семиречья и присырдарьинского региона с северными и северо-восточными районами Казахской степи и с Западной Сибирью. Место захоронения батыра было зафиксировано и на карте Семипалатинской области, составленной во второй половине XIX века офицерами Генштаба Российской империи, и столетие спустя – на советской карте. 
К настоящему времени остались развалины мавзолея, возведенного в конце XVIII века. В июле 2011 года Институт архео­логии им. А. Маргулана организовал комплексную археолого-этнологическую экспедицию, которая точно определила место захоронения славного батыра. По словам местных жителей, мазар практически в целости и сохранности просуществовал до 60-х годов XX века. 
Он был возведен из сырцового кирпича, основание имело квадратную форму с размером каждой стороны в 6,5 м, толщина стен доходила до полуметра. Купол имел шлемовидную форму. 
 
 
Результаты экспертизы останков были опубликованы на сайте Евразийского государственного университета им. Л.Н. Гумилева:
 
 
 
 
 

Автор: Нечвалода А. И.

Фото антропологической реконструкции (скульптурного бюста) головы по черепу женщины сакской культуры. Могильник Кумкуль / Челябинская область.

Автор: Нечвалода А. И.

Фото антропологической реконструкции (скульптурного бюста) головы по черепу мужчины эпохи энеолита с поселения Гладунино 3 / Курганская область.

Автор: Алексеева Е.А. Атласовское погребение 2 (анфас)

Atlasovskoe 201

Атласовское 2 захоронение было обнаружено в 2014 г. в районе Ботанического сада Северо-Восточного федерального университета, также случайно. В могильной яме были железные стремена и удила, нож в берестяных ножнах, железные ножницы, металлические детали головного убора, серьга, кожаные детали нагрудника с нашитыми металлическими бляшками. Останки принадлежали женщине, умершей в возрасте 30-40 лет. Захоронение датируется XIV-XVII вв. (углеродное датирование), относится к кулун-атахской позднесредневековой культуре, имевшей распространение в Центральной Якутии и на Вилюе в XIV-XVI вв.

Автор: Балуева Т.С. и Веселовская Е.В.

Реконструкция лица по черепу мужчины из кургана 4 могильника Талды II. Могильник расположен недалеко от села Касыма Аманжолова, 300 км. от г. Караганда Республики Казахстан. Погребение соотносится с тасмолинской культурой раннего железного века. Автор раскопок А.З. Бейсенов. 

 

Автор: Герасимов М.М.

Сунгирь 1 - пластическая реконструкция по черепу мужчины 40-50 лет, останки которого были найдены на верхнепалеолитической стоянке древнего человека на территории Владимирской области. Стоянка находится на восточной окраине Владимира в месте впадения одноимённого ручья в реку Клязьма, в километре от Боголюбово. Обнаружена в 1955 году при строительстве завода и исследована О. Н. Бадером.

Автор: Алексеева Е.А. Атласовское погребение 2 (профиль)

   Atlasovskoe 202Атласовское 2 захоронение было обнаружено в 2014 г. в районе Ботанического сада Северо-Восточного федерального университета, также случайно. В могильной яме были железные стремена и удила, нож в берестяных ножнах, железные ножницы, металлические детали головного убора, серьга, кожаные детали нагрудника с нашитыми металлическими бляшками. Останки принадлежали женщине, умершей в возрасте 30-40 лет. Захоронение датируется XIV-XVII вв. (углеродное датирование), относится к кулун-атахской позднесредневековой культуре, имевшей распространение в Центральной Якутии и на Вилюе в XIV-XVI вв.

Автор: Балуева Т.С. и Веселовская Е.В.

Рязанский князь Олег Иванович (1340?-1402). Княжил с 1350 по 1402 г.
Олег Иванович, в схиме Иоаким (ум. в 1402 году) — великий князь Рязанский с 1350 года. Наследовал княжение по смерти Василия Александровича. По одной из версий, сын князя Ивана Александровича (и племянник Василия Александровича), по другой версии - сын князя Ивана Коротопола. 
У князя Олега была трудная и противоречивая судьба и посмертная недобрая слава, которая была создана московскими летописцами и дошедшая до наших дней. Изменник, ставший все же святым. Князь, которого окрестили «вторым Святополком» на Москве, но которого любили рязанцы и были верны ему и в победах и после поражений, который является яркой и значимой фигурой в жизни Руси XIV века. Примечателен факт, в докончальной грамоте 1375 года между Дмитрием Ивановичем Донским и Михаилом Александровичем Тверским — основными конкурентами за господство и великое княжение Владимирское, в качестве третейского судьи по спорным делам указан князь Олег Рязанский. Это свидетельствует о том, что Олег являлся на тот момент единственно авторитетной фигурой, великим князем, не стоявшим ни на стороне Твери, ни на стороне Москвы. Более подходящую кандидатуру на роль третейского судьи найти было практически невозможно.
Княжение Олега — это ряд попыток отстоять самостоятельность и независимость рязанского княжества на татарско-московском перепутье в то время, когда национальные интересы требовали объединения русских сил в борьбе с Ордой. Отсюда, при невозможности полноценно сопротивляться ни татарам (только в запоздалом и кратковременном союзе с князем Владимиром Пронским был разбит и прогнан татарский отряд ордынского князя Тагая в 1365 г.), ни Дмитрию Донскому (в 1371 г. Олег, был разбит войсками Дмитрия Донского, под командованием князя Дмитрия Михайловича Волынского-Боброка в сражении при Скорнищево, после чего был заменен на княжестве в Рязани князем Владимиром Пронским, затем сумел вернуть себе княжение), колебания Олега то в сторону Москвы (разгром Рязани татарами в 1378 и 1379 гг. за союз с Москвой), то в сторону татар (союз с Мамаем перед Куликовской битвой в 1380 г.) и необходимость принимать удары за политическую двуличность (в 1381 г. унизительный договор о союзе с Москвой, помощь Тохтамышу в 1382 г.) и с той и с другой (в 1382 г. и от Тохтамыша и от Донского). В 1385 г., Олег воспользовавшись ослаблением Москвы, после нашествия Тохтамыша, захватывает Коломну и только при участии Сергия Радонежского была предотвращена очередная междоусобная война, Олег навеки мирится с Дмитрием Донским и в 1387 г. состоялась свадьба его сына Федора на дочери Дмитрия Софье: к тому же интересы зятя, смоленского князя Юрия Святославича, требуют особого внимания к агрессивной политике Витовта Литовского, стремящейся захватить Смоленск. Столкновения с Витовтом на Литовской и Рязанской территории (1393—1401) и с мелкими татарскими отрядами на границе не позволяют Олегу думать о возвращении ряда населенных мест, уступленных Москве еще в 1381 г.
Перед самым концом жизни, мучимый раскаянием за всё, что было в ней темного, он принял иночество и схиму под именем Иоаким, в основанном им в 18 верстах от Рязани Солотчинском монастыре . Там жил он в суровых подвигах, нося власяницу, а под ней стальную кольчугу, которую не захотел надеть, чтобы оборонять отечество против Мамая. Инокинею окончила свою жизнь и его супруга — княгиня Евфросинья. Их общая гробница находится в соборе обители.

Автор: Алексеева Е.А. Брусницын Л.И. (1784/86 - 1857)

Brusnicin 102Брусницын Лев Иванович (1784/86 - 1857 гг.) - сын мастерового, с 1795 г. начал работать на Екатеринбургских золотых приисках, промывальщиком на золотодробильной фабрике. За усердие в 1813 г. утверждён похштейгером. Много лет проводил поиски рассыпного золота, в 1814 г. открыл существование золотоносных слоёв в долинах рек Урала (в отличие от малоэффективной лоточной старательной промывки на берегах). Изобрёл механизмы и проработал  технологию промышленной добычи рассыпного золота. Направлялся во все регионы России, где обучал и внедрял свой метод поиска и добычи, что привело к перевороту в золотодобывающей промышленности и позволило России к 1830 году выйти на первое место в мире по добыче золота. В 1814 г. получает чин обер-похштейгера, а в 1835 г. - чин обер-штейгера. В 1845 г. ушёл в отставку, был награждён серебряной медалью.

Автор: Алексеева Е.А. Зелёный Яр

Zeleniy Yar 102

   Портрет мужчины 50-60 лет из погребения 27 историко-культурного объекта у поселка Зелёный Яр (г. Салехард, ЯНАО Тюменской области), включающий погребения двух периодов раннего средневековья (VIII-IX вв. и XII-XIII вв.).  Восстановление внешности мумифицированного мужчины проведено с использованием компьютерной томографии и 3D-печати. 

Автор: Алексеева Е.А. Сергеляхское захоронение

   SERGELAHSKOE 102Сергеляхское захоронение было найдено в районе Сергеляхского шоссе, г. Якутск, Республика Саха (Якутия). По AMS-датированию возраст погребения - середина XV-начало XVI вв., т.е. оно относится к кулун-атахской позднесредневековой культуре, имевшей распространение в Центральной Якутии и на Вилюе в XIV-XVI вв.
   Останки в погребении принадлежат мужчине, погибшему в возрасте 35-45 лет. Повреждения черепа указывают на смерть человека от ран, нанесенных клинковым оружием. 

Автор: Нечвалода А.И. Курганный могильник Мандесарка-6

mandes2.jpg   Скульптурная реконструкция по искусственно деформированному черепу женщины из курганного могильника Мандесарка-6 (Челябинская обл.). Позднесарматская культура II-III вв. н.э. Автор раскопок Мария Макурова. Автор Алексей Нечвалода. Тонировка реконструкции Елена Нечвалода. Материал: пластик, акриловые краски. Экспонирование: Музей-заповедник «Аркаим».

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 mandes1.jpg

Arkaim_f.jpg

Автор: Алексей Нечвалода. Последний император инков Атаульпе (?)

Скульптурная реконструкция по мануальной модели черепу № 34640 (предположительно идентифицируемый, как принадлежащей последнему императору инков Атаульпе (?)) хранящемуся в Музее человека в Париже.Фото черепа предоставлены Музеем человека.

Автор Алексей Нечвалода. Матерал: пластик, акриловые краски.ataualpa.jpg


Атауальпа_1.jpg

Автор: Никитин С.А. "Уржарская принцесса"

   Скульптурная реконструкция по черепу женщины из Уржарского района Восточно-Казахстанской области, где в одном из курганов было найдено неграбленое погребение женщины сакского времени.    При погребенной обнаружены керамические и деревянные сосуды и кости жертвенного животного - овцы. На костях человеческого скелета сохранились остатки ткани от одежды синего и зеленого цвета. У головы погребенной найдены золотые серьги и каменный жертвенник - непременный атрибут женских захоронений того времени.    Наибольшую ценность представляет остроконечный золотой головной убор, богато украшенный растительными узорами и зооморфным орнаментом. Головной убор имеет также стреловидные навершия украшенные спиралью из золотой проволоки. Нижняя часть изделия была украшена древними зергерами рифлёными подвесками. По форме и орнаментальному воплощению, находка напоминает народные казахские женские головные уборы саукеле и борик. Фото: О. Белялов    

Автор: Алексей Нечвалода. Реконструкция по черепу мужчины из срубно-алакульского могильника Ташла I

   Скульптурная реконструкция по черепу мужчины из курганного могильника Ташла-I. Срубно-алакульский синкретический могильник. Раскопки Янины Рафиковой. Автор Алексей Нечвалода. Материал: гипс тонированный. Экспонирование: Национальный музей Республики Башкотостан.           

Автор Нечвалода А.И.: Реконструкция по черепу мужчины позднесарматского времени из могильника Танабереген II

   Скульптурная реконструкция по черепу мужчины с искусственно деформированному черепу из могильника Танаберген II. Позднесарматская культура III в. н. э. (Западный Казахстан). Раскопки Армана Бисембаева.    Автор Алексей Нечвалода. Материал: гипс тонированный. Экспонирование: Актюбинский историко-краеведческий музей.

Автор Алексей Нечвалода: Скульптурная реконструкция по черепу мужчины из к. 16 мог. Берель (Казахстан). Пазырыкская культура

   berel_male.jpg Скульптурная реконструкция по черепу мужчины из кургана 16 Берелского курганного некрополя (Казахский Алтай). Пазырыкская культура V-IV вв. до н. э. Раскопки Зайнуллы Самашева.
   Автор Алексей Нечвалода. Материал: пластик, акриловые краски.
   Экспонирование: Национальный музей Республики Казахстан.

Автор Алексей Нечвалода: Скульптурная реконструкция по черепу мужчины из к. 16 мог. Берель (Казахстан). Пазырыкская культура

    Скульптурная реконструкция по черепу мужчины из кургана 16 Берелского курганного некрополя (Казахский Алтай). Пазырыкская культура V-IV вв. до н. э. Раскопки Зайнуллы Самашева.   Автор Алексей Нечвалода. Материал: пластик, акриловые краски.   Экспонирование: Национальный музей Республики Казахстан.

Автор Алексей Нечвалода: Скульптурная реконструкция по черепу женщины из к. 16, мог. Берель (Казахстан). Пазырыкская культура

   Скульптурная реконструкция по черепу женщины из кургана 16 Берелского курганного некрополя (Казахский Алтай). Пазырыкская культура V-IV вв. до н. э. Раскопки Зайнуллы Самашева.   Автор Алексей Нечвалода. Материал: пластик, акриловые краски.   Экспонирование: Национальный музей Республики Казахстан  

Автор: Алексеева Е.А. Реконструкция лица по черепу мужчины из могильника Устюг 1 (Бакальская культура)

   Курганный могильник Устюг 1 (V-VI вв. н.э.), бакальская культура. Портрет мужчины 35 - 40 лет. Расположен в среднем течении р. Тобол, на территории Заводоуковского р-на Тюменской обл. Раскопки Матвеевой Н.П. 2009-2012 гг.

У каждого черепа своё лицо. Антропология в Тюмени

«Как выглядели наши предки?» — вот какой вопрос с детских лет волновал Михаила Герасимова. Он вырос, стал антропологом, археологом, доктором исторических наук. И нашёл ответ на интересующий вопрос, изобретя метод восстановления внешности человека по черепу. Но ему пришлось долго доказывать состоятельность своих идей. Некоторые учёные, глядя на работы Герасимова, откровенно заявляли, что не верят собственным глазам.

Метод восстановления внешности человека по черепу научно обоснован.

Фото Анатолия Меньшикова.

Один в один

    Сегодня метод Герасимова является общепризнанным и используется антропологами-скульпторами по всему миру. В Институте проблем освоения Севера Сибирского отделения РАН тоже занимаются пластической реконструкцией. И весьма успешно. Черепа «оживляет» молодая сотрудница лаборатории антропологии и этнографии Елена Алексеева. Всего четыре года она возвращает им лица, но уже успела удивить этим строго научным «волшебством» многих.
    Освоить редкую профессию ей предложил Анатолий Багашёв, директор ИПОС СО РАН и заведующий лабораторией. Алексеева рискнула. Училась в Москве у ведущего специалиста в области пластической реконструкции — профессора Сергея Никитина. Сейчас у него же регулярно проходит стажировки.
— Мы её несколько раз тестировали, — улыбается Анатолий Николаевич. — Брали черепа у судебных медиков, Елена Алексеевна выполняла реконструкции, а мы потом сравнивали полученные лица со снимками. Один в один! Это просто удивительно!
    Создателя метода тоже проверяли коллеги. Известен случай, когда в Ленинградском музее этнографии Герасимову дали череп, но чей, не сказали. И умолчали, что существует прижизненная фотография его бывшего обладателя. А им был папуас, привезённый в Россию Миклухо-Маклаем. Скептики потирали руки, полагая, что реконструктор, который не ведает о подвохе, выдаст им скульптуру европейца. Но он представил им папуаса. Точно такого, как на снимке!
    В другой раз ему предложили восстановить лицо некого родственника большого русского писателя. Михаил Михайлович определил, что череп принадлежал женщине, и, зная, что дама жила около ста лет назад, наделил скульптуру причёской, какие носили в то время. Получилась у него Мария Достоевская, мать Фёдора Михайловича. Когда сравнили реконструкцию с портретом, оказалось — одно лицо!
    Между прочим, задолго до Герасимова многие учёные и скульпторы мира пытались воссоздать внешность человека по черепу. Но у них ничего не получалось. Советский антрополог поставил свой метод на научную основу. Он долгие годы исследовал взаимозависимость между мягкими покровами лица и подлежащими костными структурами, изучал толщину мягких тканей на различных участках человеческого «фасада». Что это дало учёному сообществу? Возможность сопоставления физиономических характеристик современного и древнего населения планеты, а также получения более полной информации о расовом типе людей, оставивших тот или иной могильник.

Ненецкий дед и кулайская бабушка

    За подобными сведениями и обратились в тюменскую лабораторию антропологии и этнографии сотрудники Научного центра изучения Арктики. Предложили провести комплексный анализ останков древних людей, которые были найдены при раскопках святилища Усть-Полуй и могильника Зелёный Яр на Ямале.

    Археологические работы в Усть-Полуе, расположенном на Ангальском мысе в черте Салехарда, идут уже 80 лет. Учёные датировали древний культурный слой места в границах I века до н. э. и I века н. э. Опираясь на предметы, обнаруженные там, и остатки сооружений, определили, что городище в эпоху раннего железа являлось жертвенным местом. Чего там только не нашли: украшения, наконечники стрел, гарнитуру оленьей упряжи, костяные иглы, гребни, пуговицы, рукоятки ножей, бронзовые фигурки. Человеческие останки тоже обнаружили. Дважды. Впервые — в середине 1990-х годов (фрагменты скелетов принадлежали женщинам 30-40 лет). Второй раз — в 2011-м. Кости и череп и на этот раз были дамскими, но хорошей сохранности! Выяснили возраст хозяйки — 50 лет. Передали находки тюменским специалистам и получили возможность повстречаться с древней жительницей Ямала «лицом к лицу».
— Исследование Усть-Полуя и найденных там человеческих останков показало, что это городище входило в ареал распространения кулайской культуры, — повествует Анатолий Багашёв. — Это было крупное образование, существовавшее на протяжении тысячи лет на территории Западной Сибири, в основном в долине реки Оби. Предполагается, что кулайцы — предки современных южных самодийцев (нарымских селькупов). Ненцы, живущие сегодня на Ямале, — северные самодийцы.
    Ямальцы договорились с сотрудниками лаборатории и о второй реконструкции, чтобы узнать, как выглядел мужчина XI века, чью мумию нашли при раскопках Зелёного Яра в 2000 году. Его определили как «воина», поскольку при умершем находились боевой топор и поясная пряжка с изображением головы медведя — символа силы и власти.
— В этой мумии мы без труда идентифицировали предка современных тундровых ненцев, — продолжает Анатолий Николаевич. — Выводы были сделаны на основании генетических исследований, проведённых в Новосибирском институте цитологии и генетики. Их наглядно подтвердила пластическая реконструкция, выполненная в нашей лаборатории.
    Оригинальный бюст зеленоярского воина хранится в Салехарде, в музейно-выставочном комплексе им. Шемановского. Ненцы, которые на экскурсиях оказываются нос к носу со своим дальним предком, ахают. «Так это же мой дед!» — восклицает один. «Надо же, вылитый мой дядька!» — поражается другой.
    Благодаря хорошему состоянию мумии (сохранились причёска, бородка, усы, да ещё и уши!), Елене Алексеевой удалось выполнить наиболее точный портрет ненецкого «деда», возраст которого на момент смерти, по определению учёных, составлял 45-55 лет.
— Можно предположить (ориентировочно!), что тундровые ненцы появились на Ямале не ранее V века нашей эры. И твёрдо сказать, что в X веке ненцы здесь уже жили, — говорит Багашёв. — Такой временной разброс объясняется тем, что в Зелёном Яре есть погребения, которые датируются VII веком. И исследование могильника ещё не завершено.

У мясоеда голова крепче

    Багашёв и Алексеева ведут нас в лабораторию, где идёт первичная обработка антропологических материалов. На полках лежат инструменты для измерения черепа, фиксирующие растворы для зубов. Одна комната полностью забита коробками, по которым «расфасованы» около тысячи скелетов.
— Вы хотели посмотреть «живой» череп? — с улыбкой спрашивает Анатолий Николаевич и снимает крышку с одной из коробок. Внутри набор костяных фрагментов из серии «Собери сам».
— Всё это склеится, и будет целый черепочек женщины 25-30 лет, — заверяет Багашёв. — Из-под Ялуторовска привезли. Там раскапывают могильник раннего средневековья.
— В принципе, для реконструкции можно собрать. Элементов достаточно, — соглашается Елена Алексеева, доставая из коробки нижнюю челюсть.
— Какие крепкие зубы были у этой средневековой дамы! — восхищаюсь.
— Да, и все на месте! — кивает Анатолий Николаевич. — Хотя в средневековье кариес уже встречается. А вот в неолитовских материалах ни одного случая! Зубы тогда у людей вообще не болели...
— По черепу можно определить некоторые заболевания, которыми страдал человек, — добавляет Елена Алексеевна. — Но не все «болячки» оставляют следы.

    Багашёв перечисляет:
— Сифилис, дистрофические заболевания, артриты, артрозы, холодовые стрессы, голодовки... Всё это находит отражение на костях. Можно определить и чем преимущественно питался человек: мясом, рыбой, растительной пищей.
— И чей же череп будет крепче: у того, кто ест белковую пищу, или у вегетарианца? — интересуюсь, осторожно трогая рукой другой — целый, покрытый зеленоватым налётом экземпляр из тазовской коллекции.
— У того, кто предпочитает сбалансированное питание и получает все необходимые для организма микроэлементы! — отчеканивает Багашёв и, скосив глаза на заинтересовавший меня череп, поясняет: — Его нашли на поверхности. Он и под снегом лежал, и дождями омывался, и на солнце жарился. Через 50 лет от него ничего не осталось бы... А в коробочке он будет в порядке.
— Вам во сне черепа не снятся? — уточняю.
— Нет! — хохочет директор института. — За 30 с лишним лет через мои руки не одна тысяча черепов прошла. С ними приятно работать. Можно о чём угодно поговорить. Они — лучшие собеседники: молчат и слушают. И им тут хорошо, лучше, чем валяться в тундре.

Нос, глаза и рот — исторические факты

    Метод Герасимова выверен до мелочей. Нужно ли ещё что-то изобретать? И всё же жизнь не стоит на месте. Появляются новые научные разработки. Современные технологии могут дополнить метод...
— Нынешняя медицина пользуется компьютерными программами восстановления лица по черепу, — подтверждает Багашёв. — Но эти программы схематичные. Они создают лишь примерный облик. А ведь каждый череп уникален! Мы используем индивидуальный подход, получая в итоге научно обоснованный исторический факт. Естественно, методики существенно улучшились. Интенсивно используется компьютерная томография. Пропустив череп через томограф, получим аутентичную электронную копию, на основании которой можно распечатать 3D-модель. Ту же мумию из Зелёного Яра мы не могли «потрошить». А череп был нужен!
    Электронную версию головы ненецкого «деда» сделали в Салехардской клинической городской больнице. После чего была создана объёмная пластиковая модель черепа, с которой работала Елена Алексеева. Но прежде она выполнила графическую реконструкцию внешнего облика зеленоярского воина. А потом, вооружившись пластилином, принялась за скульптурный портрет.
— Для работы с графикой и пластикой нужны художественные навыки, то есть владение карандашом, пластилином, — объясняет Елена Алексеевна. — Но на этом творчество заканчивается. Реконструкторы должны строго следовать научным фактам. Для создания точного портрета важны лицевые кости. Если нет части свода черепа, не страшно. По толщине тканей можно восстановить. А по лобной части воссоздать затылочную. Но когда отсутствуют орбитные, носовые кости или нижняя челюсть, задача усложняется. Вот у Никитина огромный опыт, и он способен восстановить челюсть по черепу. Я пока не достигла такого уровня профессионализма...
    Всё вроде понятно. Да не всё... Вот как, например, по голым костям черепа можно определить, насколько был широк нос у человека и был ли хозяин черепной коробки большерот?
— На черепе остаются следы мышечного рельефа, — растолковывает Алексеева. — У мужчин этот рельеф сильнее развит. И вот по нему-то при помощи специальных инструментов всё и вылепляется. Никитиным разработаны инструменты для постановки глазного яблока в орбите. Глубина посадки глаза измеряется, фиксируется.
— Всё научно обосновано, — замечает Анатолий Николаевич. — Невозможно только узнать, какой формы были уши. Поэтому берётся средний вариант, который гармонично сочетается с лицом.
    Если череп позволяет...
    Копии черепов в лаборатории антропологии и этнографии делают в исключительных случаях. Помимо зеленоярского воина такого же подхода к себе потребовал первооткрыватель рассыпного золота на Урале Лев Брусницын.
    К тюменским учёным обратились общественники Екатеринбурга с просьбой вернуть лицо изобретателю технологии промышленной добычи драгоценного металла. Они отыскали заброшенный фамильный склеп, получили разрешение на эксгумацию от прапраправнучки Льва Ивановича. Череп извлекли из могилы. Но на короткое время — только для того, чтобы снять копию. После чего останки были перезахоронены. Алексеева работала над скульптурным портретом Брусницына 8 месяцев. Эта реконструкция стала первым опытом восстановления внешности человека по черепу в УрФО.
    Бюст Брусницына открывает целую галерею лиц из прошлого в институтском музее археологии, антропологии и этнографии. Всех их вызволила из небытия Елена. Если череп позволяет, она вылепляет лицо из пластилина прямо на оригинале. Но не все экземпляры могут такое выдержать.
— Вот этот слишком хрупок, — указывает Алексеева на экспонат в стеклянной витрине. — Надавив, его можно запросто разрушить.
Конечно, никто и никогда на череп VIII века здесь не покусится. Он уникальный — со следами трепанации.
— Да-да! — подтверждает невероятное Анатолий Николаевич. — Этому мужчине лет сорока вскрывали голову. Он не был ранен. Специалисты изучили следы повреждения и пришли к выводу: трепанация. Кстати, на черепе видны следы заживления. Значит, человек после сложной операции жил и здравствовал. Не знаю, с головной болью или без неё...
    …Реконструкция внешности — операция ответственная, трудоёмкая. Тут важно чётко соблюсти научный «ритуал». Сначала необходимо прочно закрепить череп на скульптурном станке, только после этого можно начинать процесс лепки. Сперва восстанавливаются массив шеи и жевательные мышцы, потом моделируются глазные яблоки и устанавливаются в глазницах. Далее на левой половине черепа воспроизводится овал лица и профиль с учётом формы носа, рта, губ, складок верхнего века, особенностей разреза глаз и выступания подбородка, формируются щека и скула. Затем всё это повторяется с правой стороны головы.
    Во время следующего этапа работы (при наличии археологических данных) реконструктор моделирует признаки возраста человека, его волосяного покрова, одежды. С готового бюста отливается гипсовая копия (их может быть около шести). И череп освобождают от пластилина.
    В пересказе кажется, что всё просто. Однако работа кропотливая. И на неё уходит уйма времени. Так что не всякий череп, оказавшийся в стенах лаборатории, может рассчитывать на возврат утраченного лица.
— Выполняем реконструкцию либо по заказу, либо по гранту, — разъясняет Багашёв. — К примеру, готовим портретную галерею по обским уграм или самодийцам, чтобы проследить, как шло изменение внешнего облика представителей народов с древнейших времён до современности.
— А вы не думали поставить реконструкцию на коммерческую основу? — интересуюсь. — Вдруг найдутся желающие сделать заказ на восстановление облика, например, своего прапрапрадеда?
— Пока что-то таких охотников не наблюдается, — разводит руками Багашёв.
— Друзья у меня просили, мол, сделай нам реконструкции, — смеётся Алексеева. — Сказала им: черепа ваши нужны. И они как-то сразу скисли, потеряли к этому интерес.

Комплексный подход

    Анатолий Багашёв возглавляет лабораторию антропологии и этнографии с 1999 года. Начиналась она с двух человек. Сегодня здесь работают 23 специалиста, в числе которых несколько кандидатов и докторов наук.
— Мы сформировали мощный коллектив, — с достоинством произносит руководитель. — У нас сложились крепкие группы археологов (15 человек), этнографов (12 человек). Приобрела собственное лицо и команда антропологов. Их шестеро, они занимаются решением антропологических проблем комплексно. Этих ребят не смутят никакие древние кости.
— Судя по всему, ваша лаборатория самая крупная в Уральском регионе?
— Крупнее только Москва и Питер, — свидетельствует Багашёв. Но оговаривается: — Правда, в Питере не делают реконструкцию. Там работают краниологи. А у нас есть и палеопатолог Сергей Слепченко, который к тому же занимается палеопаразитологией. То есть по комплексному подходу мы на втором месте в стране после Москвы. Хотя... — задумывается он, — в столице нет паразитологов! Выходит, мы на первом месте!
    Услуги тюменской лаборатории и в регионе, и в целом по России востребованы. Особенно тесные отношения учёные завязали с Ямалом. В этом году по заказу Тазовской районной администрации и при поддержке Российского гуманитарного научного фонда сотрудники лаборатории проводили комплексные исследования на двух археологических объектах.
    Директор Института проблем освоения Севера доволен:
— Собрали богатый антропологический материал. Там множество памятников от эпохи камня до современности.Выезжали и в Пуровский район по заказу «Пурнефтегаза». Изучали комплекс археологических памятников на территории Харампурского месторождения. Инициировал эти работы департамент культуры ЯНАО, потребовавший от нефтяников денежно поддержать исследование уникальных исторических объектов. Когда специалисты управятся, компания продолжит разработку этих мест.
    Историк Багашёв потирает руки:
— Похоже, мы нашли там мезолит VII тысячелетия до нашей эры. Хороший район! И это только начало. Думаю, на несколько лет застрянем. Территория сулит интересные находки... Можно предположить, что тундровые ненцы появились на Ямале не ранее V века нашей эры. И твёрдо сказать, что в X веке ненцы здесь уже жили.
    Не каждый череп, оказавшийся в стенах лаборатории антропологии и этнографии, может рассчитывать на возврат утраченного лица.

Ирина Тарабаева.

ТЮМЕНСКИЕ ИЗВЕСТИЯ

Поделиться:
Поделиться:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

  • Слайдер 1
    Слайдер 1
  • Слайдер 2
    Слайдер 2
  • Слайдер 3
    Слайдер 3
  • Слайдер 4
    Слайдер 4
  • Слайдер 5
    Слайдер 5
  • Слайдер 6
    Слайдер 6
  • Слайдер 7
    Слайдер 7
  • Слайдер 8
    Слайдер 8
  • Слайдер 9
    Слайдер 9
  • Слайдер 10
    Слайдер 10

Сейчас на форуме

Форум закрыт
^ Наверх