Автор: Нечвалода А. И.
Фото антропологической реконструкции (скульптурного бюста) головы по черепу женщины алакульской культуры эпохи бронзы. Селивановский могильник / Абзелиловский район РБ. Автор Нечвалода А. И.
Автор: Веселовская Е.В.
Автор: Нечвалода А. И.
Фото антропологической реконструкции (скульптурного бюста) головы по черепу мужчины гунно-сарматского времени. Могильник Соленый Дол / Челябинская область.
Автор: Герасимов М.М.
Качуг (р. Лена) Раскопки Окладникова А.П.
Автор: Нечвалода А. И.
Фото антропологической реконструкции (скульптурного бюста) головы по черепу женщины золотоордынского времени. Мавзолей Хусейн-бека / Чишминский район РБ.
Автор: Герасимов М.М.
Автор: Нечвалода А. И.
Фото антропологической реконструкции (скульптурного бюста) головы по черепу мужчины кыпчака золотоордынского времени. Могильник Линевка I / Оренбургская область.
Автор: Лебединская Г.В.
Скульптурная реконструкция выполненная по черепу мужчины из кургана у с. Квасниковка, Саратовская область, недалеко от г. Энгельса. Погребение датировано XII-XIII вв. Определено как половецкое.
Автор: Нечвалода А. И.
Фото антропологической реконструкции (скульптурного бюста) головы по черепу мужчины сакской культуры. Курганная группа Иртяш 14 / Челябинская область.
Автор: Алексеева Е.А. Атласовское погребение 1

Останки, обнаруженные в погребении, принадлежат мужчине, погибшему в возрасте 20-25 летпозднесредневековой культуре, имевшей распространение в Центральной Якутии и на Вилюе в XIV-XVI вв.
Автор: Нечвалода А. И.
Фото антропологической реконструкции (скульптурного бюста) головы по черепу мужчины кимака. Могильник Аулиеколь / Казахстан.
Автор: Нечвалода А. И.
Фото антропологической реконструкции (скульптурного бюста) головы по черепу мужчины ямной культуры. Могильник Кумсай / Казахстан.
Автор: Балуева Т.С. и Веселовская Е.В.
Реконструкция лица по черепу мужчины из кургана 5 могильника Талды II. Могильник расположен недалеко от села Касыма Аманжолова, 300 км. от г. Караганда Республики Казахстан. Погребение соотносится с тасмолинской культурой раннего железного века. Автор раскопок А.З. Бейсенов.
Автор: Алексеева Е.А. Зелёный Яр
Портрет мужчины 50-60 лет из погребения 27 историко-культурного объекта у поселка Зелёный Яр (г. Салехард, ЯНАО Тюменской области), включающий погребения двух периодов раннего средневековья (VIII-IX вв. и XII-XIII вв.). Восстановление внешности мумифицированного мужчины проведено с использованием компьютерной томографии и 3D-печати.
Автор: Герасимов М.М.
Маркина гора (Костёнки XIV) — палеолитическое поселение возрастом около 37 тыс. лет близ села Костёнки Хохольского района Воронежской области. Находится на второй надпойменной террасе правого берега реки Дон, на мысу, носящем название Маркина гора. Относится к группе поселений Костёнковско-Борщёвские стоянки или Костёнковский комплекс стоянок.
Автор: Нечвалода А. И.
Фото антропологической реконструкции (скульптурного бюста) головы по черепу мужчины срубной культуры эпохи бронзы. Хусаиновские курганы / Давлекановский район РБ.
Автор: Пежемский Д.В.
Графическая реконструкция человека из Нижней Джилинды (Северная Бурятия)
Автор: Алексеева Е.А. Погребение из могильника Карасье IX

Автор: Нечвалода А. И.
Фото антропологической реконструкции (скульптурного бюста) головы по черепу мужчины сармата. Филипповские курганы / Оренбургская область.
Автор: Алексеева Е.А. Святилище Усть-Полуй.
Комплекс Святилище Усть-Полуй, расположенный в черте г. Салехард. В целом комплекс датируется преимущественно эпохой раннего железа и связан в той или иной мере с кулайской культурной общностью. Портрет женщины зрелого возраста.
Автор: Герасимов М.М.
Маркина гора (Костёнки XIV) — палеолитическое поселение возрастом около 37 тыс. лет близ села Костёнки Хохольского района Воронежской области. Находится на второй надпойменной террасе правого берега реки Дон, на мысу, носящем название Маркина гора. Относится к группе поселений Костёнковско-Борщёвские стоянки или Костёнковский комплекс стоянок.
Автор: Нечвалода А. И.
Фото антропологической реконструкции (скульптурного бюста) головы по черепу мужчины эпохи неолита из погребения в гроте Камнгь Дождевой / Сведловская область.
Автор: Балуева Т.С. и Веселовская Е.В.
Автор: Нечвалода А. И.
Фото антропологической реконструкции (скульптурного бюста) головы по черепу женщины сакской культуры. Могильник Кумкуль / Челябинская область.
Автор: Нечвалода А. И.
Фото антропологической реконструкции (скульптурного бюста) головы по черепу мужчины эпохи энеолита с поселения Гладунино 3 / Курганская область.
Автор: Алексеева Е.А. Атласовское погребение 2 (анфас)
Атласовское 2 захоронение было обнаружено в 2014 г. в районе Ботанического сада Северо-Восточного федерального университета, также случайно. В могильной яме были железные стремена и удила, нож в берестяных ножнах, железные ножницы, металлические детали головного убора, серьга, кожаные детали нагрудника с нашитыми металлическими бляшками. Останки принадлежали женщине, умершей в возрасте 30-40 лет. Захоронение датируется XIV-XVII вв. (углеродное датирование), относится к кулун-атахской позднесредневековой культуре, имевшей распространение в Центральной Якутии и на Вилюе в XIV-XVI вв.
Автор: Балуева Т.С. и Веселовская Е.В.
Реконструкция лица по черепу мужчины из кургана 4 могильника Талды II. Могильник расположен недалеко от села Касыма Аманжолова, 300 км. от г. Караганда Республики Казахстан. Погребение соотносится с тасмолинской культурой раннего железного века. Автор раскопок А.З. Бейсенов.
Автор: Герасимов М.М.
Сунгирь 1 - пластическая реконструкция по черепу мужчины 40-50 лет, останки которого были найдены на верхнепалеолитической стоянке древнего человека на территории Владимирской области. Стоянка находится на восточной окраине Владимира в месте впадения одноимённого ручья в реку Клязьма, в километре от Боголюбово. Обнаружена в 1955 году при строительстве завода и исследована О. Н. Бадером.
Автор: Алексеева Е.А. Атласовское погребение 2 (профиль)
Атласовское 2 захоронение было обнаружено в 2014 г. в районе Ботанического сада Северо-Восточного федерального университета, также случайно. В могильной яме были железные стремена и удила, нож в берестяных ножнах, железные ножницы, металлические детали головного убора, серьга, кожаные детали нагрудника с нашитыми металлическими бляшками. Останки принадлежали женщине, умершей в возрасте 30-40 лет. Захоронение датируется XIV-XVII вв. (углеродное датирование), относится к кулун-атахской позднесредневековой культуре, имевшей распространение в Центральной Якутии и на Вилюе в XIV-XVI вв.
Автор: Балуева Т.С. и Веселовская Е.В.
Рязанский князь Олег Иванович (1340?-1402). Княжил с 1350 по 1402 г.
Олег Иванович, в схиме Иоаким (ум. в 1402 году) — великий князь Рязанский с 1350 года. Наследовал княжение по смерти Василия Александровича. По одной из версий, сын князя Ивана Александровича (и племянник Василия Александровича), по другой версии - сын князя Ивана Коротопола.
У князя Олега была трудная и противоречивая судьба и посмертная недобрая слава, которая была создана московскими летописцами и дошедшая до наших дней. Изменник, ставший все же святым. Князь, которого окрестили «вторым Святополком» на Москве, но которого любили рязанцы и были верны ему и в победах и после поражений, который является яркой и значимой фигурой в жизни Руси XIV века. Примечателен факт, в докончальной грамоте 1375 года между Дмитрием Ивановичем Донским и Михаилом Александровичем Тверским — основными конкурентами за господство и великое княжение Владимирское, в качестве третейского судьи по спорным делам указан князь Олег Рязанский. Это свидетельствует о том, что Олег являлся на тот момент единственно авторитетной фигурой, великим князем, не стоявшим ни на стороне Твери, ни на стороне Москвы. Более подходящую кандидатуру на роль третейского судьи найти было практически невозможно.
Княжение Олега — это ряд попыток отстоять самостоятельность и независимость рязанского княжества на татарско-московском перепутье в то время, когда национальные интересы требовали объединения русских сил в борьбе с Ордой. Отсюда, при невозможности полноценно сопротивляться ни татарам (только в запоздалом и кратковременном союзе с князем Владимиром Пронским был разбит и прогнан татарский отряд ордынского князя Тагая в 1365 г.), ни Дмитрию Донскому (в 1371 г. Олег, был разбит войсками Дмитрия Донского, под командованием князя Дмитрия Михайловича Волынского-Боброка в сражении при Скорнищево, после чего был заменен на княжестве в Рязани князем Владимиром Пронским, затем сумел вернуть себе княжение), колебания Олега то в сторону Москвы (разгром Рязани татарами в 1378 и 1379 гг. за союз с Москвой), то в сторону татар (союз с Мамаем перед Куликовской битвой в 1380 г.) и необходимость принимать удары за политическую двуличность (в 1381 г. унизительный договор о союзе с Москвой, помощь Тохтамышу в 1382 г.) и с той и с другой (в 1382 г. и от Тохтамыша и от Донского). В 1385 г., Олег воспользовавшись ослаблением Москвы, после нашествия Тохтамыша, захватывает Коломну и только при участии Сергия Радонежского была предотвращена очередная междоусобная война, Олег навеки мирится с Дмитрием Донским и в 1387 г. состоялась свадьба его сына Федора на дочери Дмитрия Софье: к тому же интересы зятя, смоленского князя Юрия Святославича, требуют особого внимания к агрессивной политике Витовта Литовского, стремящейся захватить Смоленск. Столкновения с Витовтом на Литовской и Рязанской территории (1393—1401) и с мелкими татарскими отрядами на границе не позволяют Олегу думать о возвращении ряда населенных мест, уступленных Москве еще в 1381 г.
Перед самым концом жизни, мучимый раскаянием за всё, что было в ней темного, он принял иночество и схиму под именем Иоаким, в основанном им в 18 верстах от Рязани Солотчинском монастыре . Там жил он в суровых подвигах, нося власяницу, а под ней стальную кольчугу, которую не захотел надеть, чтобы оборонять отечество против Мамая. Инокинею окончила свою жизнь и его супруга — княгиня Евфросинья. Их общая гробница находится в соборе обители.
Автор: Алексеева Е.А. Брусницын Л.И. (1784/86 - 1857)
Брусницын Лев Иванович (1784/86 - 1857 гг.) - сын мастерового, с 1795 г. начал работать на Екатеринбургских золотых приисках, промывальщиком на золотодробильной фабрике. За усердие в 1813 г. утверждён похштейгером. Много лет проводил поиски рассыпного золота, в 1814 г. открыл существование золотоносных слоёв в долинах рек Урала (в отличие от малоэффективной лоточной старательной промывки на берегах). Изобрёл механизмы и проработал технологию промышленной добычи рассыпного золота. Направлялся во все регионы России, где обучал и внедрял свой метод поиска и добычи, что привело к перевороту в золотодобывающей промышленности и позволило России к 1830 году выйти на первое место в мире по добыче золота. В 1814 г. получает чин обер-похштейгера, а в 1835 г. - чин обер-штейгера. В 1845 г. ушёл в отставку, был награждён серебряной медалью.
Автор: Алексеева Е.А. Зелёный Яр
Портрет мужчины 50-60 лет из погребения 27 историко-культурного объекта у поселка Зелёный Яр (г. Салехард, ЯНАО Тюменской области), включающий погребения двух периодов раннего средневековья (VIII-IX вв. и XII-XIII вв.). Восстановление внешности мумифицированного мужчины проведено с использованием компьютерной томографии и 3D-печати.
Автор: Алексеева Е.А. Сергеляхское захоронение
Сергеляхское захоронение было найдено в районе Сергеляхского шоссе, г. Якутск, Республика Саха (Якутия). По AMS-датированию возраст погребения - середина XV-начало XVI вв., т.е. оно относится к кулун-атахской позднесредневековой культуре, имевшей распространение в Центральной Якутии и на Вилюе в XIV-XVI вв.
Останки в погребении принадлежат мужчине, погибшему в возрасте 35-45 лет. Повреждения черепа указывают на смерть человека от ран, нанесенных клинковым оружием.
Автор: Нечвалода А.И. Курганный могильник Мандесарка-6
Скульптурная реконструкция по искусственно деформированному черепу женщины из курганного могильника Мандесарка-6 (Челябинская обл.). Позднесарматская культура II-III вв. н.э. Автор раскопок Мария Макурова. Автор Алексей Нечвалода. Тонировка реконструкции Елена Нечвалода. Материал: пластик, акриловые краски. Экспонирование: Музей-заповедник «Аркаим».
Автор: Алексей Нечвалода. Последний император инков Атаульпе (?)
Скульптурная реконструкция по мануальной модели черепу № 34640 (предположительно идентифицируемый, как принадлежащей последнему императору инков Атаульпе (?)) хранящемуся в Музее человека в Париже.Фото черепа предоставлены Музеем человека.
Автор Алексей Нечвалода. Матерал: пластик, акриловые краски.
Автор: Никитин С.А. "Уржарская принцесса"
Автор: Алексей Нечвалода. Реконструкция по черепу мужчины из срубно-алакульского могильника Ташла I
Автор Нечвалода А.И.: Реконструкция по черепу мужчины позднесарматского времени из могильника Танабереген II
Автор Алексей Нечвалода: Скульптурная реконструкция по черепу мужчины из к. 16 мог. Берель (Казахстан). Пазырыкская культура
Скульптурная реконструкция по черепу мужчины из кургана 16 Берелского курганного некрополя (Казахский Алтай). Пазырыкская культура V-IV вв. до н. э. Раскопки Зайнуллы Самашева.
Автор Алексей Нечвалода. Материал: пластик, акриловые краски.
Экспонирование: Национальный музей Республики Казахстан.
Автор Алексей Нечвалода: Скульптурная реконструкция по черепу мужчины из к. 16 мог. Берель (Казахстан). Пазырыкская культура
Автор Алексей Нечвалода: Скульптурная реконструкция по черепу женщины из к. 16, мог. Берель (Казахстан). Пазырыкская культура
Автор: Алексеева Е.А. Реконструкция лица по черепу мужчины из могильника Устюг 1 (Бакальская культура)
Андрей Епимахов: В глазах публики археологи в основном копают и делают это с приключениями
Когда речь заходит об археологии, многие сразу вспоминают авантюристов-интеллектуалов типа Индианы Джонса или Лары Крофт. В реальности эта наука куда более спокойная, но от этого не менее интересная. О том, как можно влюбиться в ранний железный век и что можно узнать, изучая ДНК древнего человека, в интервью Агентства новостей «Доступ» с ведущим научным сотрудником Института истории и археологии УрО РАН Андреем Епимаховым.
СЕГОДНЯ ГЛАВНЫЕ ОТКРЫТИЯ ДЕЛАЮТСЯ В ТИШИ КАБИНЕТОВ…
А.В. Епимахов
- Как Вы познакомились с археологией?
Знакомство с археологией, как это часто бывает, началось с детской мечты, которая по счастью была реализована – я попал в школьную археологическую экспедицию. Назвать это наукой тогда было сложно, скорее, это было романтическое увлечение. Позже я поступил в университет и на историческом факультете занялся наукой, которая стала для меня делом жизни.
- Расскажите о Вашей первой находке.
- Трудно назвать что-либо конкретное. Наверное, самые запоминающиеся находки, которые мне пришлось держать в руках, те, что сделаны в ходе исследования кургана Тимир, который сегодня реконструирован на территории Аркаима. Там были очень впечатляющие находки, красивый курган, поэтому было трудно не влюбиться в ранний железный век, которым я все студенческие годы и занимался.
Раскопки средневекового могильника Уелги. Фото А.Д.Таирова
- А какая находка самая ценная?
- С годами представление о самом важно сильно меняется, и наука тоже очень сильно трансформировалась за последние 15-20 лет. Сегодня археология в значительной степени ушла от исследования вещей. На сегодняшний день мы работаем именно с людьми – генетика, двигательная активность, диета и многое другое. Поэтому не существует единичных находок, которые дают ответы на все вопросы. Есть накопленная масса и междисциплинарные исследования широкого масштаба.
- Какая часть археологии Вам нравится больше – собственно раскопки или все-таки наука?
Курган ранних кочевников у п. Углицкий. Фото А.Д. Таирова
- В глазах публики археологи, в основном, копают и делают это с приключениями, но в реальности мы далеко не такие любители приключений. Работа в поле, которую мы все любим как источник первичных знаний, занимает всего 10% от всего времени работы. Основные открытия сегодня делаются в тиши кабинетов – через геоинформационные технологии, эксперименты, анализы. Эта часть мне ближе, хотя в поле я тоже работаю с удовольствием.
ЯРКИЕ ТОЧКИ В ОБЩЕМ КОНТЕКСТЕ
- Насколько богата Челябинская область на археологические открытия?
- Археология ушла от сенсационных открытий, сейчас важна картина мира в целом, и в этом смысле мы являемся важной ее составляющей, прежде всего, в евразийском масштабе. На территории Челябинской области есть яркие памятники масштаба вполне международного. Особенно интересны здесь палеолитические пещеры с живописью – центров раннего искусства очень мало, и Южному Уралу посчастливилось быть их обладателем.
Укрепленное поселение бронзового века Каменный Амбар. Результаты геофизических исследований (А.Патцель, М.Шайх)
Есть серия замечательных поселений, самым знаменитым из которых является Аркаим, через который, как недавно выяснилось, прослеживаются генетические связи с Европой и Алтаем. Также существуют блестящие памятники сарматской эпохи – курганы кочевников. Есть неординарное средневековье. Все это яркие точки, которые играют важную роль в общем контексте.
- Какие именно представления о картине мира дали находки на Южном Урале?
- Например, если брать бронзовый век, который является наиболее изученной эпохой, это огромное количество памятников, и данный эпизод интересен, потому что местное население выработало свой самостоятельный тип хозяйства – оседлое скотоводство. Еще десять лет назад такое казалось невозможным, потому что скотоводы должны кочевать, а земледельцы оставаться на месте.
Наконечник копья бронзового века. Фото А.В. Епимахова
- Об Аркаиме очень много говорят. Действительно ли он так интересен?
- Аркаим как археологический памятник неимоверно интересен, в первую очередь, для ученых он важен в решении индоевропейской проблемы, реконструкции миграции, возникновении сложных обществ. Однако в общественном сознании существует другой Аркаим, который не имеет никакого отношения к реальности.
АРХЕОЛОГИЯ – ОДНА ИЗ САМЫХ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН
- Какими научными темами Вы занимаетесь?
- Тематика моей научной деятельности довольно разнообразна, и она менялась со временем. Но в самом широком смысле я занимаюсь социальной археологией – всем, что связано с экономикой, семейными, родовыми и прочими отношениями. В этом направлении последние годы появились замечательные возможности благодаря изучению генетики и изотопов. Наше знание не просто углубилось, оно стало доказательным. Я имею ввиду расшифровку древнего ДНК, которая позволяет устанавливать степень родства людей, откуда они пришли и многое другое.
- Вы пишете научные работы международного уровня. Как относятся иностранные ученые к своим коллегам из РФ?
- Археология – одна из самых интернациональных дисциплин, и на территории Челябинской области реализуется несколько международных проектов. Основные страны, с которыми мы последнее время работаем, это Германия и США. Никакой дискриминации нет, однако есть наше технологическое отставание, поэтому мы вынуждены обращаться к нашим коллегам. Интерес к российским материалам большой, особенно иностранных коллег интересуют эпоха бронзы, ранние кочевники и ранее средневековье.
Каменные навершия булав бронзового века. Фото А.В. Епимахова
- Какая из Ваших научных работ привлекла наибольшее внимание зарубежных ученых?
- Была такая монография, написанная в соавторстве с Людмилой Коряковой (вышла в Кембридже) «Урал и Западная Сибирь в бронзовом и раннем железном веке». Она выдержала пару изданий, хорошо цитируется и стала настольным пособием по нашему региону для археологов по всему миру.
МЫ ВИДИМ ОЧЕНЬ ДАЛЕКО, ПОТОМУ ЧТО СТОИМ НА ПЛЕЧАХ ГИГАНТОВ
- Как Вы оцениваете знания молодежи в области истории?
- Меньше всего хотелось бы брюзжать по поводу нынешней молодежи. На самом деле меня не пугают пробелы в знаниях – как говорил великий философ: «Чем больше я знаю, тем меньше я знаю». Меня пугает другое – сейчас значительная часть молодежи отучена искать и находить причинно-следственные связи и в том числе на историческом материале. Часто все сводится к печальному заучиванию фактов, которые превращаются в пыльную груду, никак не востребованную ни в голове, ни в жизни. Многие просто не понимают, зачем учить историю.
Могильник Синташта. Отпечаток колеса древней колесницы (фото Н.Б.Виноградова)
- Как, по-вашему, для чего нужны эти знания?
- Рационального здесь нет, вообще, наука выглядит таковой только на поверхности. Есть иррациональные идеи, которые реализуются и позже оказываются наукой. История не является набором истин, которые чему-то учат. История, в первую очередь, это корни, без которых у человека отсутствуют базовые ценности. Понимание истории важно в плане оценки современности, на ее примере мы можем превратить наше мышление если не в научное, то в более-менее логичное.
- Пользуется ли человечество опытом истории?
- Мы видим так далеко, потому что стоим на плечах гигантов. Мы стоим на фундаменте, который заложен историей и пользуемся этим, даже не понимая.
Источник: Агенство новостей "Доступ"