Автор: Нечвалода А. И.

Фото антропологической реконструкции (скульптурного бюста) головы по черепу женщины алакульской культуры эпохи бронзы. Селивановский могильник / Абзелиловский район РБ. Автор Нечвалода А. И.

Автор: Веселовская Е.В.

Пластическая реконструкция выполненная по мужскому черепу из кургана 2 могильника Аралтобе (Атырауская область). Могильник исследован Западно-Казахстанской археологической экспедицией под руководством З.Самашева в 1999 году.
Автор пластической реконструкции канд. биол. наук, доцент, старший научный руководитель лаборатории антропологической реконструкции Центра физической антропологии Института этнологии и антропологии РАН Е.В. Веселовская

Автор: Нечвалода А. И.

Фото антропологической реконструкции (скульптурного бюста) головы по черепу мужчины гунно-сарматского времени. Могильник Соленый Дол / Челябинская область.

Автор: Герасимов М.М.

Качуг (р. Лена) Раскопки Окладникова А.П.

Автор: Нечвалода А. И.

Фото антропологической реконструкции (скульптурного бюста) головы по черепу женщины золотоордынского времени. Мавзолей Хусейн-бека / Чишминский район РБ.

Автор: Герасимов М.М.

Китойский могильник находится на лев. бер. Ангары в 5 км ниже устья р. Китоя (в местности «Ярки»). В 1880—81 Н. И. Витковский произвел здесь раскопки 24 могил неолитической культуры. По богатству найденного погребального инвентаря К. м. является первоклассным доисторическим памятником

Автор: Нечвалода А. И.

Фото антропологической реконструкции (скульптурного бюста) головы по черепу мужчины кыпчака золотоордынского времени. Могильник Линевка I / Оренбургская область.

 

Автор: Лебединская Г.В.

Скульптурная реконструкция выполненная по черепу мужчины из кургана у с. Квасниковка, Саратовская область, недалеко от г. Энгельса. Погребение датировано XII-XIII вв. Определено как половецкое. 

Автор: Нечвалода А. И.

Фото антропологической реконструкции (скульптурного бюста) головы по черепу мужчины сакской культуры. Курганная группа Иртяш 14 / Челябинская область.

Автор: Алексеева Е.А. Атласовское погребение 1

Atlasovskoe101
Одиночное мужское погребение с некоторыми артефактами было случайно обнаружено рабочими в 2003 г. у озера Атласовское в пригороде г. Якутск на территории ботанического сада Якутского государственного университета (ныне Северо-восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова). Положение костей указывало на сидячее положение тела в погребении. В захоронении были найдены остатки лука и колчана со стрелами.  Эта находка представляет одно из наиболее ранних древнеякутских погребений, относящихся к кулун-атахской 
Останки, обнаруженные в погребении, принадлежат мужчине, погибшему в возрасте 20-25 летпозднесредневековой культуре, имевшей распространение в Центральной Якутии и на Вилюе в XIV-XVI вв.
.
 

Автор: Нечвалода А. И.

Фото антропологической реконструкции (скульптурного бюста) головы по черепу мужчины кимака. Могильник Аулиеколь / Казахстан.

Автор: Нечвалода А. И.

Фото антропологической реконструкции (скульптурного бюста) головы по черепу мужчины ямной культуры. Могильник Кумсай / Казахстан.

Автор: Балуева Т.С. и Веселовская Е.В.

Реконструкция лица по черепу мужчины из кургана 5 могильника Талды II. Могильник расположен недалеко от села Касыма Аманжолова, 300 км. от г. Караганда Республики Казахстан. Погребение соотносится с тасмолинской культурой раннего железного века. Автор раскопок А.З. Бейсенов. 

Автор: Алексеева Е.А. Зелёный Яр

Zeleniy Yar 102

   Портрет мужчины 50-60 лет из погребения 27 историко-культурного объекта у поселка Зелёный Яр (г. Салехард, ЯНАО Тюменской области), включающий погребения двух периодов раннего средневековья (VIII-IX вв. и XII-XIII вв.).  Восстановление внешности мумифицированного мужчины проведено с использованием компьютерной томографии и 3D-печати. 

Автор: Герасимов М.М.

Маркина гора (Костёнки XIV) — палеолитическое поселение возрастом около 37 тыс. лет близ села Костёнки Хохольского района Воронежской области. Находится на второй надпойменной террасе правого берега реки Дон, на мысу, носящем название Маркина гора. Относится к группе поселений Костёнковско-Борщёвские стоянки или Костёнковский комплекс стоянок.

Автор: Нечвалода А. И.

Фото антропологической реконструкции (скульптурного бюста) головы по черепу мужчины срубной культуры эпохи бронзы. Хусаиновские курганы / Давлекановский район РБ.

Автор: Пежемский Д.В.

Графическая реконструкция человека из Нижней Джилинды (Северная Бурятия)

Автор: Алексеева Е.А. Погребение из могильника Карасье IX

Karasye 102   Череп принадлежит женщине 35-40  лет  из погребения 2, кургана 11 могильника Карасье 9. Раскопки Шараповой С.В.
   Могильник относится к саргатской культуре, датируется эпохой раннего железа.
 

Автор: Нечвалода А. И.

Фото антропологической реконструкции (скульптурного бюста) головы по черепу мужчины сармата. Филипповские курганы / Оренбургская область.

Автор: Алексеева Е.А. Святилище Усть-Полуй.

   Ust poluy 102Комплекс Святилище Усть-Полуй, расположенный в черте г. Салехард. В целом комплекс датируется преимущественно эпохой раннего железа и связан в той или иной мере с кулайской культурной общностью. Портрет женщины зрелого возраста.

Автор: Герасимов М.М.

Маркина гора (Костёнки XIV) — палеолитическое поселение возрастом около 37 тыс. лет близ села Костёнки Хохольского района Воронежской области. Находится на второй надпойменной террасе правого берега реки Дон, на мысу, носящем название Маркина гора. Относится к группе поселений Костёнковско-Борщёвские стоянки или Костёнковский комплекс стоянок.

Автор: Нечвалода А. И.

Фото антропологической реконструкции (скульптурного бюста) головы по черепу мужчины эпохи неолита из погребения в гроте Камнгь Дождевой / Сведловская область.

Автор: Балуева Т.С. и Веселовская Е.В.

Бердикожа-батыр (1708-1786) - государственный деятель, полководец, происходил из рода шынышкылы древнего племени уйсын Старшего жуза, издревле занимавшего плодородные земли по рекам Талас, Арысь и удобные для ведения скотоводства предгорья Каратау. Предположительно, батыр родился в 1708 году в местности Шыршык (Чирчик) в междуречье Сырдарьи и Келеса в семье охотника Арык мергена. Бердыкожа-батыр участвовал во всех крупных битвах казахов с джунгарами и волжскими калмыками (по некоторым данным, это более чем 100 сражений). Казахская устная историо­логия повествует и о том, что он руководил крупным ополчением казахов Старшего жуза в составе единой освободительной армии хана Абылая во время сражений против джунгар, а в 1756 году храбро сражался в рядах армии Абылай-хана против вторгшихся в Казахстан многочисленных войск китайцев. В 1771 году во время «пыльного похода» Шанышкылы Бердыкожа-батыр активно воюет с волжскими калмыками, попытавшимися весной через Сарыарку переселиться на опустевшую после джунгар территорию. 
В начале января 1786 года в очередном походе против кыргызов трагически погибает Бердыкожа-батыр. Об этом скорбном для казахов событии подробно написал А. Левшин в своем знаменитом труде «Описание киргиз-казацких или киргиз-кайсацких орд и степей»: «Еще более пострадал от бурутов киргиз-казачий старейшина Бердыкожа…Отчаянный старейшина киргиз-казачий, зная нравы своих неприятелей, не мог надеяться на счастие в будущем, и потому с намерением ускорить конец свой, заколол бурута (кыргыза. – Авт.), который вез его к своему родоправителю. Раздраженные поступком сим буруты немедленно остановились и умертвили Бердыкожу самым бесчеловечным образом. Сначала отрубили ему голову, руки и ноги, потом распороли живот и сложили в оный все отсеченные члены». 
Кстати, изучение останков батыра учеными из лаборатории М. Герасимова также говорит о наличии «множества травм без следов заживления. Это свидетельствует о том, что эти травмы стали причиной смерти. Все травмы нанесены тонкими сабельными лезвиями. Несколько ранений были несовместимы с жизнью. Таким образом, убийство было крайне жестоким». 
Так, тщательное антропологическое исследование московскими учеными костей батыра показало, что на верхней трети левого плеча была глубокая рана, затронувшая кость, головка левой плечевой кости срезана очень сильным сабельным ударом, рассечена левая ключица, отсечен фрагмент правого сосцевидного отростка височной кости черепа, а также повреждены внутренние нижние поверхности нижней челюсти. 
Практически полная сохранность всех элементов скелета указывает на то, что тело все же не было осквернено. Видимо, в то время враг умел уважать достойного соперника.
По древним обычаям казахов его мазар был возведен на древней караванной дороге, связавшей города-оазисы Семиречья и присырдарьинского региона с северными и северо-восточными районами Казахской степи и с Западной Сибирью. Место захоронения батыра было зафиксировано и на карте Семипалатинской области, составленной во второй половине XIX века офицерами Генштаба Российской империи, и столетие спустя – на советской карте. 
К настоящему времени остались развалины мавзолея, возведенного в конце XVIII века. В июле 2011 года Институт архео­логии им. А. Маргулана организовал комплексную археолого-этнологическую экспедицию, которая точно определила место захоронения славного батыра. По словам местных жителей, мазар практически в целости и сохранности просуществовал до 60-х годов XX века. 
Он был возведен из сырцового кирпича, основание имело квадратную форму с размером каждой стороны в 6,5 м, толщина стен доходила до полуметра. Купол имел шлемовидную форму. 
 
 
Результаты экспертизы останков были опубликованы на сайте Евразийского государственного университета им. Л.Н. Гумилева:
 
 
 
 
 

Автор: Нечвалода А. И.

Фото антропологической реконструкции (скульптурного бюста) головы по черепу женщины сакской культуры. Могильник Кумкуль / Челябинская область.

Автор: Нечвалода А. И.

Фото антропологической реконструкции (скульптурного бюста) головы по черепу мужчины эпохи энеолита с поселения Гладунино 3 / Курганская область.

Автор: Алексеева Е.А. Атласовское погребение 2 (анфас)

Atlasovskoe 201

Атласовское 2 захоронение было обнаружено в 2014 г. в районе Ботанического сада Северо-Восточного федерального университета, также случайно. В могильной яме были железные стремена и удила, нож в берестяных ножнах, железные ножницы, металлические детали головного убора, серьга, кожаные детали нагрудника с нашитыми металлическими бляшками. Останки принадлежали женщине, умершей в возрасте 30-40 лет. Захоронение датируется XIV-XVII вв. (углеродное датирование), относится к кулун-атахской позднесредневековой культуре, имевшей распространение в Центральной Якутии и на Вилюе в XIV-XVI вв.

Автор: Балуева Т.С. и Веселовская Е.В.

Реконструкция лица по черепу мужчины из кургана 4 могильника Талды II. Могильник расположен недалеко от села Касыма Аманжолова, 300 км. от г. Караганда Республики Казахстан. Погребение соотносится с тасмолинской культурой раннего железного века. Автор раскопок А.З. Бейсенов. 

 

Автор: Герасимов М.М.

Сунгирь 1 - пластическая реконструкция по черепу мужчины 40-50 лет, останки которого были найдены на верхнепалеолитической стоянке древнего человека на территории Владимирской области. Стоянка находится на восточной окраине Владимира в месте впадения одноимённого ручья в реку Клязьма, в километре от Боголюбово. Обнаружена в 1955 году при строительстве завода и исследована О. Н. Бадером.

Автор: Алексеева Е.А. Атласовское погребение 2 (профиль)

   Atlasovskoe 202Атласовское 2 захоронение было обнаружено в 2014 г. в районе Ботанического сада Северо-Восточного федерального университета, также случайно. В могильной яме были железные стремена и удила, нож в берестяных ножнах, железные ножницы, металлические детали головного убора, серьга, кожаные детали нагрудника с нашитыми металлическими бляшками. Останки принадлежали женщине, умершей в возрасте 30-40 лет. Захоронение датируется XIV-XVII вв. (углеродное датирование), относится к кулун-атахской позднесредневековой культуре, имевшей распространение в Центральной Якутии и на Вилюе в XIV-XVI вв.

Автор: Балуева Т.С. и Веселовская Е.В.

Рязанский князь Олег Иванович (1340?-1402). Княжил с 1350 по 1402 г.
Олег Иванович, в схиме Иоаким (ум. в 1402 году) — великий князь Рязанский с 1350 года. Наследовал княжение по смерти Василия Александровича. По одной из версий, сын князя Ивана Александровича (и племянник Василия Александровича), по другой версии - сын князя Ивана Коротопола. 
У князя Олега была трудная и противоречивая судьба и посмертная недобрая слава, которая была создана московскими летописцами и дошедшая до наших дней. Изменник, ставший все же святым. Князь, которого окрестили «вторым Святополком» на Москве, но которого любили рязанцы и были верны ему и в победах и после поражений, который является яркой и значимой фигурой в жизни Руси XIV века. Примечателен факт, в докончальной грамоте 1375 года между Дмитрием Ивановичем Донским и Михаилом Александровичем Тверским — основными конкурентами за господство и великое княжение Владимирское, в качестве третейского судьи по спорным делам указан князь Олег Рязанский. Это свидетельствует о том, что Олег являлся на тот момент единственно авторитетной фигурой, великим князем, не стоявшим ни на стороне Твери, ни на стороне Москвы. Более подходящую кандидатуру на роль третейского судьи найти было практически невозможно.
Княжение Олега — это ряд попыток отстоять самостоятельность и независимость рязанского княжества на татарско-московском перепутье в то время, когда национальные интересы требовали объединения русских сил в борьбе с Ордой. Отсюда, при невозможности полноценно сопротивляться ни татарам (только в запоздалом и кратковременном союзе с князем Владимиром Пронским был разбит и прогнан татарский отряд ордынского князя Тагая в 1365 г.), ни Дмитрию Донскому (в 1371 г. Олег, был разбит войсками Дмитрия Донского, под командованием князя Дмитрия Михайловича Волынского-Боброка в сражении при Скорнищево, после чего был заменен на княжестве в Рязани князем Владимиром Пронским, затем сумел вернуть себе княжение), колебания Олега то в сторону Москвы (разгром Рязани татарами в 1378 и 1379 гг. за союз с Москвой), то в сторону татар (союз с Мамаем перед Куликовской битвой в 1380 г.) и необходимость принимать удары за политическую двуличность (в 1381 г. унизительный договор о союзе с Москвой, помощь Тохтамышу в 1382 г.) и с той и с другой (в 1382 г. и от Тохтамыша и от Донского). В 1385 г., Олег воспользовавшись ослаблением Москвы, после нашествия Тохтамыша, захватывает Коломну и только при участии Сергия Радонежского была предотвращена очередная междоусобная война, Олег навеки мирится с Дмитрием Донским и в 1387 г. состоялась свадьба его сына Федора на дочери Дмитрия Софье: к тому же интересы зятя, смоленского князя Юрия Святославича, требуют особого внимания к агрессивной политике Витовта Литовского, стремящейся захватить Смоленск. Столкновения с Витовтом на Литовской и Рязанской территории (1393—1401) и с мелкими татарскими отрядами на границе не позволяют Олегу думать о возвращении ряда населенных мест, уступленных Москве еще в 1381 г.
Перед самым концом жизни, мучимый раскаянием за всё, что было в ней темного, он принял иночество и схиму под именем Иоаким, в основанном им в 18 верстах от Рязани Солотчинском монастыре . Там жил он в суровых подвигах, нося власяницу, а под ней стальную кольчугу, которую не захотел надеть, чтобы оборонять отечество против Мамая. Инокинею окончила свою жизнь и его супруга — княгиня Евфросинья. Их общая гробница находится в соборе обители.

Автор: Алексеева Е.А. Брусницын Л.И. (1784/86 - 1857)

Brusnicin 102Брусницын Лев Иванович (1784/86 - 1857 гг.) - сын мастерового, с 1795 г. начал работать на Екатеринбургских золотых приисках, промывальщиком на золотодробильной фабрике. За усердие в 1813 г. утверждён похштейгером. Много лет проводил поиски рассыпного золота, в 1814 г. открыл существование золотоносных слоёв в долинах рек Урала (в отличие от малоэффективной лоточной старательной промывки на берегах). Изобрёл механизмы и проработал  технологию промышленной добычи рассыпного золота. Направлялся во все регионы России, где обучал и внедрял свой метод поиска и добычи, что привело к перевороту в золотодобывающей промышленности и позволило России к 1830 году выйти на первое место в мире по добыче золота. В 1814 г. получает чин обер-похштейгера, а в 1835 г. - чин обер-штейгера. В 1845 г. ушёл в отставку, был награждён серебряной медалью.

Автор: Алексеева Е.А. Зелёный Яр

Zeleniy Yar 102

   Портрет мужчины 50-60 лет из погребения 27 историко-культурного объекта у поселка Зелёный Яр (г. Салехард, ЯНАО Тюменской области), включающий погребения двух периодов раннего средневековья (VIII-IX вв. и XII-XIII вв.).  Восстановление внешности мумифицированного мужчины проведено с использованием компьютерной томографии и 3D-печати. 

Автор: Алексеева Е.А. Сергеляхское захоронение

   SERGELAHSKOE 102Сергеляхское захоронение было найдено в районе Сергеляхского шоссе, г. Якутск, Республика Саха (Якутия). По AMS-датированию возраст погребения - середина XV-начало XVI вв., т.е. оно относится к кулун-атахской позднесредневековой культуре, имевшей распространение в Центральной Якутии и на Вилюе в XIV-XVI вв.
   Останки в погребении принадлежат мужчине, погибшему в возрасте 35-45 лет. Повреждения черепа указывают на смерть человека от ран, нанесенных клинковым оружием. 

Автор: Нечвалода А.И. Курганный могильник Мандесарка-6

mandes2.jpg   Скульптурная реконструкция по искусственно деформированному черепу женщины из курганного могильника Мандесарка-6 (Челябинская обл.). Позднесарматская культура II-III вв. н.э. Автор раскопок Мария Макурова. Автор Алексей Нечвалода. Тонировка реконструкции Елена Нечвалода. Материал: пластик, акриловые краски. Экспонирование: Музей-заповедник «Аркаим».

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 mandes1.jpg

Arkaim_f.jpg

Автор: Алексей Нечвалода. Последний император инков Атаульпе (?)

Скульптурная реконструкция по мануальной модели черепу № 34640 (предположительно идентифицируемый, как принадлежащей последнему императору инков Атаульпе (?)) хранящемуся в Музее человека в Париже.Фото черепа предоставлены Музеем человека.

Автор Алексей Нечвалода. Матерал: пластик, акриловые краски.ataualpa.jpg


Атауальпа_1.jpg

Автор: Никитин С.А. "Уржарская принцесса"

   Скульптурная реконструкция по черепу женщины из Уржарского района Восточно-Казахстанской области, где в одном из курганов было найдено неграбленое погребение женщины сакского времени.    При погребенной обнаружены керамические и деревянные сосуды и кости жертвенного животного - овцы. На костях человеческого скелета сохранились остатки ткани от одежды синего и зеленого цвета. У головы погребенной найдены золотые серьги и каменный жертвенник - непременный атрибут женских захоронений того времени.    Наибольшую ценность представляет остроконечный золотой головной убор, богато украшенный растительными узорами и зооморфным орнаментом. Головной убор имеет также стреловидные навершия украшенные спиралью из золотой проволоки. Нижняя часть изделия была украшена древними зергерами рифлёными подвесками. По форме и орнаментальному воплощению, находка напоминает народные казахские женские головные уборы саукеле и борик. Фото: О. Белялов    

Автор: Алексей Нечвалода. Реконструкция по черепу мужчины из срубно-алакульского могильника Ташла I

   Скульптурная реконструкция по черепу мужчины из курганного могильника Ташла-I. Срубно-алакульский синкретический могильник. Раскопки Янины Рафиковой. Автор Алексей Нечвалода. Материал: гипс тонированный. Экспонирование: Национальный музей Республики Башкотостан.           

Автор Нечвалода А.И.: Реконструкция по черепу мужчины позднесарматского времени из могильника Танабереген II

   Скульптурная реконструкция по черепу мужчины с искусственно деформированному черепу из могильника Танаберген II. Позднесарматская культура III в. н. э. (Западный Казахстан). Раскопки Армана Бисембаева.    Автор Алексей Нечвалода. Материал: гипс тонированный. Экспонирование: Актюбинский историко-краеведческий музей.

Автор Алексей Нечвалода: Скульптурная реконструкция по черепу мужчины из к. 16 мог. Берель (Казахстан). Пазырыкская культура

   berel_male.jpg Скульптурная реконструкция по черепу мужчины из кургана 16 Берелского курганного некрополя (Казахский Алтай). Пазырыкская культура V-IV вв. до н. э. Раскопки Зайнуллы Самашева.
   Автор Алексей Нечвалода. Материал: пластик, акриловые краски.
   Экспонирование: Национальный музей Республики Казахстан.

Автор Алексей Нечвалода: Скульптурная реконструкция по черепу мужчины из к. 16 мог. Берель (Казахстан). Пазырыкская культура

    Скульптурная реконструкция по черепу мужчины из кургана 16 Берелского курганного некрополя (Казахский Алтай). Пазырыкская культура V-IV вв. до н. э. Раскопки Зайнуллы Самашева.   Автор Алексей Нечвалода. Материал: пластик, акриловые краски.   Экспонирование: Национальный музей Республики Казахстан.

Автор Алексей Нечвалода: Скульптурная реконструкция по черепу женщины из к. 16, мог. Берель (Казахстан). Пазырыкская культура

   Скульптурная реконструкция по черепу женщины из кургана 16 Берелского курганного некрополя (Казахский Алтай). Пазырыкская культура V-IV вв. до н. э. Раскопки Зайнуллы Самашева.   Автор Алексей Нечвалода. Материал: пластик, акриловые краски.   Экспонирование: Национальный музей Республики Казахстан  

Автор: Алексеева Е.А. Реконструкция лица по черепу мужчины из могильника Устюг 1 (Бакальская культура)

   Курганный могильник Устюг 1 (V-VI вв. н.э.), бакальская культура. Портрет мужчины 35 - 40 лет. Расположен в среднем течении р. Тобол, на территории Заводоуковского р-на Тюменской обл. Раскопки Матвеевой Н.П. 2009-2012 гг.

Листая старые страницы. Русский Туркестан Гюго Краффта. Часть III

  tip1.jpg

Краткое изложение Краффтом этногенеза народов Туркестана


   «Поля и кладбища Туркестана содержат столько человеческих останков, что, несомненно, тут можно найти следы многих народов мира, которые чередой проходили по этой стране, повидавшей на своем веку столько волн миграций и  захватнических войн», - пишет Краффт.  Иранские племена различного происхождения, татары Юэчжи, белые хунны или эфталиты, арабы, монголы и тюрки различного происхождения испокон веков покоятся здесь в таинственных  глубинах, в почве, пропитанной кровью,  проливавшейся во время непрерывных войн.
    Миролюбивые жители нынешнего Туркестана имеют в качестве субстрата как минимум две расы, которые постоянно сталкивались и оставались навечно в сердце Средней Азии: это древние автохтонные иранские племена и тюркские,  пришедшие сюда со всего азиатского континента. Первое нашествие тюркских племен датируется VI веком. А иранские, населявшие эту землю с доисторических времен, создали тут ряд цивилизаций, просуществовавших в порядке  очередности до арабского нашествия. И после походов Александра Македонского, и на протяжении всей Греко-Бактрийской империи, и при господстве Юэчжи и эфталитов арийские племена всегда восстанавливали свое господство в  регионе, в Бактриане и Согдиане.

 

tip2.jpg

Узбек из Андижана, квартальный староста (аксакал); таджик из Коканда, мулла; еврейский мальчик из Ташкента в шапке, окантованной мехом. Фото из книги Гюго Краффта
 

   Из всех нашествий, которые каждый раз встряхивали Среднюю Азию, самым значительным было нашествие арабов, результатом которого стало окончательное установление ислама в Средней Азии. Придя на смену зороастризма и христианства несторианского толка, магометанская религия становится базисом местной цивилизации, настолько крепким, что, несмотря на многократные нашествия, не только магометанское учение, но и цивилизация, которая была им создана, не исчезали. Напротив, новые завоеватели вместо того, чтобы разрушить, принимали их сами.
   Так, тюрки-кочевники, взяв в XVI веке власть над этими богатыми областями, в которых издавна жили иранские племена, перешли на оседлый образ жизни, стали заниматься сельским хозяйством и даже поселились в городах. Тюрки-узбеки, как и все предшествующие завоеватели, подверглись моральному влиянию древней автохтонной расы.

Тюркские и арийские народы Туркестана

   В настоящее время тюрки составляют большую часть населения Туркестана. Они делятся на четыре основные группы: киргизы, туркоманы, кипчаки и узбеки. Чрезвычайно многочисленные киргизы, в свою очередь, подразделяются на кайсаков, или степных киргизов, и на кара-киргизов, или горных киргизов. Кочевники и животноводы, они занимают северо-запад Транскаспийской области, провинции Сырдарьи и Семиречья, а также горные районы Ферганы. Туркоманы (или туркмены), которые доминируют в Транскаспии, как и киргизы, занимаются исключительно разведением животных и лошадей. Кипчаки проживают частично в Фергане, вместе с узбеками. А узбеки занимают большую часть Самаркандской провинции и часть Сырдарьинской. Практически все узбеки оседлые. После завоевания Средней Азии тюрками-узбеками ханами стали выходцы из узбекских семей. Даже семья нынешнего бухарского эмира имеет такие же корни.

tip3.jpg

Узбек-крестьянин из Ташкента; кокандский узбек в шелковом халате; еще один квартальный староста из Андижана, узбек. Фото из книги Гюго Краффта

   Что касается фракции населения, которая сохранила элементы чисто иранских племен, то это таджики. Они проживают, в основном, в Самаркандской провинции, и населяют большую часть Бухарии. Другая арийская ветвь, гальча (горные таджики), закрепилась на Памире.
Пришлое население Туркестана. Кроме этих основных народностей следует упомянуть таранчи (уйгуры), проживающих в оазисах Семиречья; дунган (китайские мусульмане), обосновавшихся в этой провинции сравнительно недавно; каракалпаков, которых встречаешь в Ферганской провинции и на берегах Амударьи; а также потомков первых завоевателей-арабов, проживающих в разных областях. Наконец, в больших городах живут евреи, армяне, персы, индусы, афганцы, цыгане и казанские татары. Хорошо зная русские законы и предписания Корана и будучи суннитами, как и все среднеазиатские мусульмане, татары хорошо вписались в среднеазиатскую среду. Они активны и предприимчивы, и благодаря своим многочисленным навыкам они быстро богатеют. Они также зачастую служат переводчиками в русских государственных органах.
Подробно о сартах, их характере и мировосприятии
   В этой главе подробно описывается оседлое население городов и деревень, а следовательно - таджики и узбеки, которых обозначают словом «сарт». Некоторые авторы утверждают, что сарты являются отдельным и гомогенным народом, который образовался в результате сплава тюркских и иранских элементов. Но очень трудно проверить, в какую эпоху появился термин «сарт», и, несомненно, его нужно рассматривать как простое наименование, потому что горожанин или селянин, который называется сартом, заявляет о наличии у себя то таджикских корней, то узбекских.

tip4.jpg

Узбек с ребенком на руках, Ходжент; бухарский таджик в зимнем халате; узбек из Маргилана. Фото из книги Гюго Краффта

    Скорее всего, слово «сарт» не может обозначать отдельный народ, и оно применяется ко всем обитателям Туркестана, имеющим иранские (таджики) или тюркские корни (узбеки). Оно является продуктом тюрко-иранских скрещиваний и означает людей, ведущих оседлый образ жизни с определенным местом жительства. Сарты-таджики проживают, в основном, в городах, а узбеки составляют большинство сельского оседлого населения. Сартами также считаются и таранчи (уйгуры). Интересно отметить, что у населения Туркестана нет аристократии в первом значении этого слова. Даже поместья, которыми владеют самые богатые сарты, не дают никакого дворянского титула. Существующие титулы дают своим носителям только моральное преимущество в виде уважения своих собратьев по вере. Таковыми являются хаджи (паломники, вернувшиеся из Мекки), ходжа (высокообразованные люди), ишан (религиозный советник или священник) и так далее. Так как в основе общественной и личной жизни лежит исламская религия, гражданским законом тут выступает шариат или комментарии к Корану. Иногда бывает тяжело сопрячь их с требованиями законов Российской Империи. Последними регулирует свою жизнь пришлое население: евреи, татары, армяне, персы и прочие.
   Языки оседлых туземцев тоже делятся на две основные фракции: фарси, на котором говорят таджики, и тюркско-чагатайский язык, используемый узбеками. Там, где таджики и узбеки проживают компактными группами, они говорят на своих языках. Но там, где они проживают смешанно, например, в городах, таджики и узбеки с легкостью жонглируют обоими языками, так как владеют ими одинаково хорошо с самого детства. Для письма сарты пользуются арабским алфавитом.

tip7.jpg

Узбек из Самарканда в драповом халате; узбек в драповом чапане поверх шелкового халата; узбекские юноши в шелковых халатах, Самарканд. Фото из книги Гюго Краффта

   Физический типаж сартов также представляет собой сложную смесь для определения, учитывая многовековую оседлость и перекрещивание рас, в частности, из-за полигамии. Следовательно, стоит верить на слово тому, что сарты сами рассказывают о своем происхождении. Еще труднее определить тип человека в больших городах, где смешалось так много рас: как в Бухарии, так и в восточной части Туркестана. Говоря в общем, таджики отличаются более тонкими чертами лица, свойственными иранскому типу. А узбекам более свойственен тюркско-монгольский тип: миндалевидные глаза и выступающие скулы. Таджики, автохтонные жители страны с древней цивилизацией, более сдержанны и менее импульсивны по сравнению с узбеками, которые менее фанатичны в отношении религии, имеют более спонтанный характер и веселы по натуре. В любом случае, сарты, как бы они себя не называли – узбеками или таджиками, – умны. Они любят природу, детей, цветы и животных, обожают длинные беседы и созерцание. Они более гостеприимны, чем большинство мусульман других стран.
У сартов сильно развита склонность к коммерции, но они тратят деньги так же легко, как и зарабатывают. Они любят удовольствия. Малейший повод, а тем более повод поважнее, становится для них предлогом для тамаша (развлечение, зрелище) и расточительности.

Образование и воспитание у сартов
   

   Что бы ни говорили об их достоинствах или недостатках, сарты приятны в общении, очень вежливы, особенно с теми, кого они уважают. С младых ногтей дети постигают манеры приятного обращения, сначала в родительском доме, а потом в мактабах (начальной школе). Если родители хотят дать детям боле существенное образование, они отправляют их в медресе, где мударрисы (учителя) преподают арабскую грамматику, арифметику, риторику, логику, метафизику, теологию и право, в зависимости от направления учреждения. Шогирд (ученик) или мулла-бача (студент) готовится тут к чину либо муфтия (помощник судьи), либо кази (судья).

tip5.jpg

Узбекский юноша из Коканда; узбекский мальчик возвращается из школы, Маргилан; юный коммерсант, узбек, из Ташкента. Фото из книги Гюго Краффта

   После окончания медресе студент получает звание «мирза», что означает просто «грамотный». Это первый этап в продвижении к вышеприведенным званиям, которые можно получить только после окончания медресе в Бухаре. Некоторые туземцы начали задумываться о более современном образовании для своих детей и отдают их в новые русско-туземные или просто русские школы. Но таких еще мало. Надо сказать, что ни в одной мусульманской стране правила вежливости и их формулировки, даже простые приветствия, не являются такими сложными, как в Туркестане. Когда встречаются два человека, они, положив правую руку на сердце, с улыбкой на устах начинают длинный цветистый диалог, без которого человек почувствует себя обиженным. Чаще всего используют следующие фразы приветствия : «Мир вам!», «Как ваше здоровье?», «Хорошо ли себя чувствуете?», «Как ваше настроение?», «Слава Богу!» - и прочая, и прочая. Каждая сторона задает эти вопросы и получает соответствующий ответ. Даже встречаясь в дороге, верхом на коне, сарты не уклоняются от такого священного обычая. «Сколько раз я наблюдал, с какой серьезностью и речистостью мои мусульманские переводчики постоянно обменивались формулами приветствия со своими многочисленными знакомыми, с которыми они встречались в наших странствиях. Придерживаясь таких красивых манер, что могут думать сарты о наших манерах, таких кратких и сухих, по сравнению с их манерами?», - пишет Краффт.

Костюмы сартов-мужчин


   Сарты любят декоративный аспект своих пестрых и пышных костюмов. Этот народ всегда любил яркие краски, и он создал для своих шелковых и бархатных тканей искусные рисунки. Трудно описать великолепие колорита и цветных узоров этих тканей, где господствуют желтый, карминный и сине-фиолетовый цвета, которые перетекают друг в друга. В Бухарском эмирате особенно в моде эти яркие краски, и люди даже самого скромного достатка носят одежду очень богатого аспекта, даже если она сшита из дешевых тканей, меланжа шелка и хлопка, халат из которых может стоить в среднем дюжину франков (около 60 долларов сегодняшними деньгами. – Прим. переводчика).

tip6.jpg

Таджик, торговец из Бухары; бухарский таджик в шелковом халате; самаркандский таджик в халате, подбитом мехом. Фото из книги Гюго Краффта


   В Ферганской долине, в Ташкенте и Самарканде сарты одеваются менее ярко и носят халаты либо в двухцветную полоску, либо однотонные. Холодные зимы этих регионов заставляют носить одежду из теплых тканей или из драпа, которая всегда однотонная. Для нательного белья мужчины используют хлопчатобумажную ткань или полотно с красной полоской, а женщины носят рубашки из гладкого шелка и платок из яркого шелка. В зависимости от времени года сарты надевают два и более халатов поверх штанов и жилета. Халат обычно достаточно широкий, чтобы полы можно было перехлестнуть. Его полы можно соединить маленькими завязками на груди. Подкладка делается из простой ткани, которая контрастирует с богатством верхней ткани. Внутренние края халата окантованы красивым шелком. Зимой сарты надевают халаты, подбитые толстым слоем ваты, либо с подкладкой или окантовкой из меха. Рукава халата чрезвычайно длинные и практически свисают ниже колен, чтобы прятать руки, как того требуют правила азиатской вежливости. Своей формой халат похож, скорее, на широкий безразмерный армяк. Вокруг пояса, на уровне почек, сарты подвязывают халат куском ткани (бильбак), сложенный треугольником. У простолюдинов этот бильбак из простой хлопчатобумажной ткани с разнообразными рисунками, у людей побогаче - из расшитого хлопка или шелка. Иногда он служит полотенцем для вытирания рук, иногда - маленьким ковриком, который расстилают прямо на земле в час молитвы, заставшей их в неурочном месте. Люди со средствами носят уже камарбанд – широкий пояс из бархата или шелка, украшенный чеканным серебром и богатой застежкой. Самые дешевые из этих поясов оценивались не меньше пятидесяти рублей (500 долларов нынешними деньгами. – Прим. переводчика), но есть и дороже.

tip9.jpg

Таджикский юноша с шелковым поясом, украшенным чеканным серебром; узбекский юноша из Ташкента; таджик из предместья Бухары. Фото из книги Гюго Краффта

   Такие пояса практически невозможно купить, так как их не продают на базарах, и сарты уступают их только в случае крайней необходимости. Они к ним привязаны, как к своего рода портативному состоянию. В Коканде ювелиры изготавливают для этих поясов очень красивые украшения из мозаики, сложенной из бирюзы. 

Головные уборы


   Как и любой мусульманин, сарт уделяет большое внимание цирюльному искусству: бороду, как правило, оставляют в природной форме, лишь слегка подравнивают. А вот череп всегда гладко выбрит. Голову сарты покрывают маленькой круглой шапочкой «допи». Допи существуют во множестве вариаций цвета и рисунка: однотонные, вышитые и даже сотканные из золотой нити. На эту шапочку наворачивается тюрбан, называемый «салла», - ткань длиной в пять или шесть метров. Тюрбаны либо розовые с красным рисунком, либо белые с синим рисунком, либо просто белые, легкие и очень элегантные. Край ткани закладывается в складки чалмы и свисает на левое плечо или, по афганской моде, – на правое. За пределами дома сарт обязательно носит чалму, но как только возвращается к себе, раскручивает ткань и остается в тюбетейке.
Весной сарты с удовольствием втыкают благоухающий цветок в складки своей чалмы или закладывают его за ухо, приобретая тем самым праздничный вид. Обувь и средства передвижения Обувь сартов – это короткие сапоги из мягкой кожи с очень тонкой подошвой, на которые они надевают вторую пару обуви в форме галош. Галоши всегда оставляют на пороге жилища. Некоторые сарты любят щеголять в огромных сапогах с очень острым каблуком и носом. Так как ходить пешком в них почти невозможно, то этой обувью пользуются, в основном, для верховой езды.

tip8.jpg

Таджик в хлопчатобумажной рубашке из Ургута; таджик из Самарканда; узбек-переводчик из Ходжента в халате, шитом золотом. Фото из книги Гюго Краффта

   Лошадь – привилегированное средство передвижения в Туркестане, и если туземец едет на осле, то это означает, что он чрезвычайно беден. Коневодством в Средней Азии занимаются кочевые народы. Лошадей разводят, прежде всего, как верховое и вьючное животное, но также употребляют в пищу их мясо и ферментированный молочный напиток - кумыс. Кожу искусно выделывают и продают задорого. Породы лошадей Средней Азии известны с древних времен: это киргизская и туркменская. При скрещивании они дают породу карабаир. Киргизские лошади очень выносливы и быстры. Туркменские, в крови которых течет кровь арабских предков, менее выносливы. Карабаиров разводят, в основном, в Бухарии, где получают наилучшие результаты скрещивания. Под седлом все лошади идут иноходью. Седла из дерева украшают инкрустацией и яркой росписью. Но их практически не видно на спине лошади, так как они скрыты под слоями ткани, которыми обматывают седло, чтобы оно было менее жестким. Единственный не скрытый от глаз элемент роскоши в конской сбруе – это попона, вышитая золотом и украшенная бахромой, которую фиксируют под седлом. Краффт пишет: «Можно себе представить, какой тщательности и терпеливости требует изготовление седла. В одном из залов музея Ташкента были выставлены все инструменты и краски, которые при этом используются. Здесь разложены в методичном порядке макеты, которые представляют последовательные фазы работы, начиная с простого каркаса из белого дерева до завершенного седла, инкрустированного тонкими пластинками из оленьего рога и раскрашенного разноцветным узором. Средняя стоимость такого седла не превышает десяти рублей или 27 франков (более 100 долларов сегодняшними деньгами. – Прим. переводчика)».

 

Источник: Информационное агенство Фергана

Поделиться:
Поделиться:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

  • Слайдер 1
    Слайдер 1
  • Слайдер 2
    Слайдер 2
  • Слайдер 3
    Слайдер 3
  • Слайдер 4
    Слайдер 4
  • Слайдер 5
    Слайдер 5
  • Слайдер 6
    Слайдер 6
  • Слайдер 7
    Слайдер 7
  • Слайдер 8
    Слайдер 8
  • Слайдер 9
    Слайдер 9
  • Слайдер 10
    Слайдер 10

Сейчас на форуме

Форум закрыт
^ Наверх