Автор: Нечвалода А. И.

Фото антропологической реконструкции (скульптурного бюста) головы по черепу женщины алакульской культуры эпохи бронзы. Селивановский могильник / Абзелиловский район РБ. Автор Нечвалода А. И.

Автор: Веселовская Е.В.

Пластическая реконструкция выполненная по мужскому черепу из кургана 2 могильника Аралтобе (Атырауская область). Могильник исследован Западно-Казахстанской археологической экспедицией под руководством З.Самашева в 1999 году.
Автор пластической реконструкции канд. биол. наук, доцент, старший научный руководитель лаборатории антропологической реконструкции Центра физической антропологии Института этнологии и антропологии РАН Е.В. Веселовская

Автор: Нечвалода А. И.

Фото антропологической реконструкции (скульптурного бюста) головы по черепу мужчины гунно-сарматского времени. Могильник Соленый Дол / Челябинская область.

Автор: Герасимов М.М.

Качуг (р. Лена) Раскопки Окладникова А.П.

Автор: Нечвалода А. И.

Фото антропологической реконструкции (скульптурного бюста) головы по черепу женщины золотоордынского времени. Мавзолей Хусейн-бека / Чишминский район РБ.

Автор: Герасимов М.М.

Китойский могильник находится на лев. бер. Ангары в 5 км ниже устья р. Китоя (в местности «Ярки»). В 1880—81 Н. И. Витковский произвел здесь раскопки 24 могил неолитической культуры. По богатству найденного погребального инвентаря К. м. является первоклассным доисторическим памятником

Автор: Нечвалода А. И.

Фото антропологической реконструкции (скульптурного бюста) головы по черепу мужчины кыпчака золотоордынского времени. Могильник Линевка I / Оренбургская область.

 

Автор: Лебединская Г.В.

Скульптурная реконструкция выполненная по черепу мужчины из кургана у с. Квасниковка, Саратовская область, недалеко от г. Энгельса. Погребение датировано XII-XIII вв. Определено как половецкое. 

Автор: Нечвалода А. И.

Фото антропологической реконструкции (скульптурного бюста) головы по черепу мужчины сакской культуры. Курганная группа Иртяш 14 / Челябинская область.

Автор: Алексеева Е.А. Атласовское погребение 1

Atlasovskoe101
Одиночное мужское погребение с некоторыми артефактами было случайно обнаружено рабочими в 2003 г. у озера Атласовское в пригороде г. Якутск на территории ботанического сада Якутского государственного университета (ныне Северо-восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова). Положение костей указывало на сидячее положение тела в погребении. В захоронении были найдены остатки лука и колчана со стрелами.  Эта находка представляет одно из наиболее ранних древнеякутских погребений, относящихся к кулун-атахской 
Останки, обнаруженные в погребении, принадлежат мужчине, погибшему в возрасте 20-25 летпозднесредневековой культуре, имевшей распространение в Центральной Якутии и на Вилюе в XIV-XVI вв.
.
 

Автор: Нечвалода А. И.

Фото антропологической реконструкции (скульптурного бюста) головы по черепу мужчины кимака. Могильник Аулиеколь / Казахстан.

Автор: Нечвалода А. И.

Фото антропологической реконструкции (скульптурного бюста) головы по черепу мужчины ямной культуры. Могильник Кумсай / Казахстан.

Автор: Балуева Т.С. и Веселовская Е.В.

Реконструкция лица по черепу мужчины из кургана 5 могильника Талды II. Могильник расположен недалеко от села Касыма Аманжолова, 300 км. от г. Караганда Республики Казахстан. Погребение соотносится с тасмолинской культурой раннего железного века. Автор раскопок А.З. Бейсенов. 

Автор: Алексеева Е.А. Зелёный Яр

Zeleniy Yar 102

   Портрет мужчины 50-60 лет из погребения 27 историко-культурного объекта у поселка Зелёный Яр (г. Салехард, ЯНАО Тюменской области), включающий погребения двух периодов раннего средневековья (VIII-IX вв. и XII-XIII вв.).  Восстановление внешности мумифицированного мужчины проведено с использованием компьютерной томографии и 3D-печати. 

Автор: Герасимов М.М.

Маркина гора (Костёнки XIV) — палеолитическое поселение возрастом около 37 тыс. лет близ села Костёнки Хохольского района Воронежской области. Находится на второй надпойменной террасе правого берега реки Дон, на мысу, носящем название Маркина гора. Относится к группе поселений Костёнковско-Борщёвские стоянки или Костёнковский комплекс стоянок.

Автор: Нечвалода А. И.

Фото антропологической реконструкции (скульптурного бюста) головы по черепу мужчины срубной культуры эпохи бронзы. Хусаиновские курганы / Давлекановский район РБ.

Автор: Пежемский Д.В.

Графическая реконструкция человека из Нижней Джилинды (Северная Бурятия)

Автор: Алексеева Е.А. Погребение из могильника Карасье IX

Karasye 102   Череп принадлежит женщине 35-40  лет  из погребения 2, кургана 11 могильника Карасье 9. Раскопки Шараповой С.В.
   Могильник относится к саргатской культуре, датируется эпохой раннего железа.
 

Автор: Нечвалода А. И.

Фото антропологической реконструкции (скульптурного бюста) головы по черепу мужчины сармата. Филипповские курганы / Оренбургская область.

Автор: Алексеева Е.А. Святилище Усть-Полуй.

   Ust poluy 102Комплекс Святилище Усть-Полуй, расположенный в черте г. Салехард. В целом комплекс датируется преимущественно эпохой раннего железа и связан в той или иной мере с кулайской культурной общностью. Портрет женщины зрелого возраста.

Автор: Герасимов М.М.

Маркина гора (Костёнки XIV) — палеолитическое поселение возрастом около 37 тыс. лет близ села Костёнки Хохольского района Воронежской области. Находится на второй надпойменной террасе правого берега реки Дон, на мысу, носящем название Маркина гора. Относится к группе поселений Костёнковско-Борщёвские стоянки или Костёнковский комплекс стоянок.

Автор: Нечвалода А. И.

Фото антропологической реконструкции (скульптурного бюста) головы по черепу мужчины эпохи неолита из погребения в гроте Камнгь Дождевой / Сведловская область.

Автор: Балуева Т.С. и Веселовская Е.В.

Бердикожа-батыр (1708-1786) - государственный деятель, полководец, происходил из рода шынышкылы древнего племени уйсын Старшего жуза, издревле занимавшего плодородные земли по рекам Талас, Арысь и удобные для ведения скотоводства предгорья Каратау. Предположительно, батыр родился в 1708 году в местности Шыршык (Чирчик) в междуречье Сырдарьи и Келеса в семье охотника Арык мергена. Бердыкожа-батыр участвовал во всех крупных битвах казахов с джунгарами и волжскими калмыками (по некоторым данным, это более чем 100 сражений). Казахская устная историо­логия повествует и о том, что он руководил крупным ополчением казахов Старшего жуза в составе единой освободительной армии хана Абылая во время сражений против джунгар, а в 1756 году храбро сражался в рядах армии Абылай-хана против вторгшихся в Казахстан многочисленных войск китайцев. В 1771 году во время «пыльного похода» Шанышкылы Бердыкожа-батыр активно воюет с волжскими калмыками, попытавшимися весной через Сарыарку переселиться на опустевшую после джунгар территорию. 
В начале января 1786 года в очередном походе против кыргызов трагически погибает Бердыкожа-батыр. Об этом скорбном для казахов событии подробно написал А. Левшин в своем знаменитом труде «Описание киргиз-казацких или киргиз-кайсацких орд и степей»: «Еще более пострадал от бурутов киргиз-казачий старейшина Бердыкожа…Отчаянный старейшина киргиз-казачий, зная нравы своих неприятелей, не мог надеяться на счастие в будущем, и потому с намерением ускорить конец свой, заколол бурута (кыргыза. – Авт.), который вез его к своему родоправителю. Раздраженные поступком сим буруты немедленно остановились и умертвили Бердыкожу самым бесчеловечным образом. Сначала отрубили ему голову, руки и ноги, потом распороли живот и сложили в оный все отсеченные члены». 
Кстати, изучение останков батыра учеными из лаборатории М. Герасимова также говорит о наличии «множества травм без следов заживления. Это свидетельствует о том, что эти травмы стали причиной смерти. Все травмы нанесены тонкими сабельными лезвиями. Несколько ранений были несовместимы с жизнью. Таким образом, убийство было крайне жестоким». 
Так, тщательное антропологическое исследование московскими учеными костей батыра показало, что на верхней трети левого плеча была глубокая рана, затронувшая кость, головка левой плечевой кости срезана очень сильным сабельным ударом, рассечена левая ключица, отсечен фрагмент правого сосцевидного отростка височной кости черепа, а также повреждены внутренние нижние поверхности нижней челюсти. 
Практически полная сохранность всех элементов скелета указывает на то, что тело все же не было осквернено. Видимо, в то время враг умел уважать достойного соперника.
По древним обычаям казахов его мазар был возведен на древней караванной дороге, связавшей города-оазисы Семиречья и присырдарьинского региона с северными и северо-восточными районами Казахской степи и с Западной Сибирью. Место захоронения батыра было зафиксировано и на карте Семипалатинской области, составленной во второй половине XIX века офицерами Генштаба Российской империи, и столетие спустя – на советской карте. 
К настоящему времени остались развалины мавзолея, возведенного в конце XVIII века. В июле 2011 года Институт архео­логии им. А. Маргулана организовал комплексную археолого-этнологическую экспедицию, которая точно определила место захоронения славного батыра. По словам местных жителей, мазар практически в целости и сохранности просуществовал до 60-х годов XX века. 
Он был возведен из сырцового кирпича, основание имело квадратную форму с размером каждой стороны в 6,5 м, толщина стен доходила до полуметра. Купол имел шлемовидную форму. 
 
 
Результаты экспертизы останков были опубликованы на сайте Евразийского государственного университета им. Л.Н. Гумилева:
 
 
 
 
 

Автор: Нечвалода А. И.

Фото антропологической реконструкции (скульптурного бюста) головы по черепу женщины сакской культуры. Могильник Кумкуль / Челябинская область.

Автор: Нечвалода А. И.

Фото антропологической реконструкции (скульптурного бюста) головы по черепу мужчины эпохи энеолита с поселения Гладунино 3 / Курганская область.

Автор: Алексеева Е.А. Атласовское погребение 2 (анфас)

Atlasovskoe 201

Атласовское 2 захоронение было обнаружено в 2014 г. в районе Ботанического сада Северо-Восточного федерального университета, также случайно. В могильной яме были железные стремена и удила, нож в берестяных ножнах, железные ножницы, металлические детали головного убора, серьга, кожаные детали нагрудника с нашитыми металлическими бляшками. Останки принадлежали женщине, умершей в возрасте 30-40 лет. Захоронение датируется XIV-XVII вв. (углеродное датирование), относится к кулун-атахской позднесредневековой культуре, имевшей распространение в Центральной Якутии и на Вилюе в XIV-XVI вв.

Автор: Балуева Т.С. и Веселовская Е.В.

Реконструкция лица по черепу мужчины из кургана 4 могильника Талды II. Могильник расположен недалеко от села Касыма Аманжолова, 300 км. от г. Караганда Республики Казахстан. Погребение соотносится с тасмолинской культурой раннего железного века. Автор раскопок А.З. Бейсенов. 

 

Автор: Герасимов М.М.

Сунгирь 1 - пластическая реконструкция по черепу мужчины 40-50 лет, останки которого были найдены на верхнепалеолитической стоянке древнего человека на территории Владимирской области. Стоянка находится на восточной окраине Владимира в месте впадения одноимённого ручья в реку Клязьма, в километре от Боголюбово. Обнаружена в 1955 году при строительстве завода и исследована О. Н. Бадером.

Автор: Алексеева Е.А. Атласовское погребение 2 (профиль)

   Atlasovskoe 202Атласовское 2 захоронение было обнаружено в 2014 г. в районе Ботанического сада Северо-Восточного федерального университета, также случайно. В могильной яме были железные стремена и удила, нож в берестяных ножнах, железные ножницы, металлические детали головного убора, серьга, кожаные детали нагрудника с нашитыми металлическими бляшками. Останки принадлежали женщине, умершей в возрасте 30-40 лет. Захоронение датируется XIV-XVII вв. (углеродное датирование), относится к кулун-атахской позднесредневековой культуре, имевшей распространение в Центральной Якутии и на Вилюе в XIV-XVI вв.

Автор: Балуева Т.С. и Веселовская Е.В.

Рязанский князь Олег Иванович (1340?-1402). Княжил с 1350 по 1402 г.
Олег Иванович, в схиме Иоаким (ум. в 1402 году) — великий князь Рязанский с 1350 года. Наследовал княжение по смерти Василия Александровича. По одной из версий, сын князя Ивана Александровича (и племянник Василия Александровича), по другой версии - сын князя Ивана Коротопола. 
У князя Олега была трудная и противоречивая судьба и посмертная недобрая слава, которая была создана московскими летописцами и дошедшая до наших дней. Изменник, ставший все же святым. Князь, которого окрестили «вторым Святополком» на Москве, но которого любили рязанцы и были верны ему и в победах и после поражений, который является яркой и значимой фигурой в жизни Руси XIV века. Примечателен факт, в докончальной грамоте 1375 года между Дмитрием Ивановичем Донским и Михаилом Александровичем Тверским — основными конкурентами за господство и великое княжение Владимирское, в качестве третейского судьи по спорным делам указан князь Олег Рязанский. Это свидетельствует о том, что Олег являлся на тот момент единственно авторитетной фигурой, великим князем, не стоявшим ни на стороне Твери, ни на стороне Москвы. Более подходящую кандидатуру на роль третейского судьи найти было практически невозможно.
Княжение Олега — это ряд попыток отстоять самостоятельность и независимость рязанского княжества на татарско-московском перепутье в то время, когда национальные интересы требовали объединения русских сил в борьбе с Ордой. Отсюда, при невозможности полноценно сопротивляться ни татарам (только в запоздалом и кратковременном союзе с князем Владимиром Пронским был разбит и прогнан татарский отряд ордынского князя Тагая в 1365 г.), ни Дмитрию Донскому (в 1371 г. Олег, был разбит войсками Дмитрия Донского, под командованием князя Дмитрия Михайловича Волынского-Боброка в сражении при Скорнищево, после чего был заменен на княжестве в Рязани князем Владимиром Пронским, затем сумел вернуть себе княжение), колебания Олега то в сторону Москвы (разгром Рязани татарами в 1378 и 1379 гг. за союз с Москвой), то в сторону татар (союз с Мамаем перед Куликовской битвой в 1380 г.) и необходимость принимать удары за политическую двуличность (в 1381 г. унизительный договор о союзе с Москвой, помощь Тохтамышу в 1382 г.) и с той и с другой (в 1382 г. и от Тохтамыша и от Донского). В 1385 г., Олег воспользовавшись ослаблением Москвы, после нашествия Тохтамыша, захватывает Коломну и только при участии Сергия Радонежского была предотвращена очередная междоусобная война, Олег навеки мирится с Дмитрием Донским и в 1387 г. состоялась свадьба его сына Федора на дочери Дмитрия Софье: к тому же интересы зятя, смоленского князя Юрия Святославича, требуют особого внимания к агрессивной политике Витовта Литовского, стремящейся захватить Смоленск. Столкновения с Витовтом на Литовской и Рязанской территории (1393—1401) и с мелкими татарскими отрядами на границе не позволяют Олегу думать о возвращении ряда населенных мест, уступленных Москве еще в 1381 г.
Перед самым концом жизни, мучимый раскаянием за всё, что было в ней темного, он принял иночество и схиму под именем Иоаким, в основанном им в 18 верстах от Рязани Солотчинском монастыре . Там жил он в суровых подвигах, нося власяницу, а под ней стальную кольчугу, которую не захотел надеть, чтобы оборонять отечество против Мамая. Инокинею окончила свою жизнь и его супруга — княгиня Евфросинья. Их общая гробница находится в соборе обители.

Автор: Алексеева Е.А. Брусницын Л.И. (1784/86 - 1857)

Brusnicin 102Брусницын Лев Иванович (1784/86 - 1857 гг.) - сын мастерового, с 1795 г. начал работать на Екатеринбургских золотых приисках, промывальщиком на золотодробильной фабрике. За усердие в 1813 г. утверждён похштейгером. Много лет проводил поиски рассыпного золота, в 1814 г. открыл существование золотоносных слоёв в долинах рек Урала (в отличие от малоэффективной лоточной старательной промывки на берегах). Изобрёл механизмы и проработал  технологию промышленной добычи рассыпного золота. Направлялся во все регионы России, где обучал и внедрял свой метод поиска и добычи, что привело к перевороту в золотодобывающей промышленности и позволило России к 1830 году выйти на первое место в мире по добыче золота. В 1814 г. получает чин обер-похштейгера, а в 1835 г. - чин обер-штейгера. В 1845 г. ушёл в отставку, был награждён серебряной медалью.

Автор: Алексеева Е.А. Зелёный Яр

Zeleniy Yar 102

   Портрет мужчины 50-60 лет из погребения 27 историко-культурного объекта у поселка Зелёный Яр (г. Салехард, ЯНАО Тюменской области), включающий погребения двух периодов раннего средневековья (VIII-IX вв. и XII-XIII вв.).  Восстановление внешности мумифицированного мужчины проведено с использованием компьютерной томографии и 3D-печати. 

Автор: Алексеева Е.А. Сергеляхское захоронение

   SERGELAHSKOE 102Сергеляхское захоронение было найдено в районе Сергеляхского шоссе, г. Якутск, Республика Саха (Якутия). По AMS-датированию возраст погребения - середина XV-начало XVI вв., т.е. оно относится к кулун-атахской позднесредневековой культуре, имевшей распространение в Центральной Якутии и на Вилюе в XIV-XVI вв.
   Останки в погребении принадлежат мужчине, погибшему в возрасте 35-45 лет. Повреждения черепа указывают на смерть человека от ран, нанесенных клинковым оружием. 

Автор: Нечвалода А.И. Курганный могильник Мандесарка-6

mandes2.jpg   Скульптурная реконструкция по искусственно деформированному черепу женщины из курганного могильника Мандесарка-6 (Челябинская обл.). Позднесарматская культура II-III вв. н.э. Автор раскопок Мария Макурова. Автор Алексей Нечвалода. Тонировка реконструкции Елена Нечвалода. Материал: пластик, акриловые краски. Экспонирование: Музей-заповедник «Аркаим».

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 mandes1.jpg

Arkaim_f.jpg

Автор: Алексей Нечвалода. Последний император инков Атаульпе (?)

Скульптурная реконструкция по мануальной модели черепу № 34640 (предположительно идентифицируемый, как принадлежащей последнему императору инков Атаульпе (?)) хранящемуся в Музее человека в Париже.Фото черепа предоставлены Музеем человека.

Автор Алексей Нечвалода. Матерал: пластик, акриловые краски.ataualpa.jpg


Атауальпа_1.jpg

Автор: Никитин С.А. "Уржарская принцесса"

   Скульптурная реконструкция по черепу женщины из Уржарского района Восточно-Казахстанской области, где в одном из курганов было найдено неграбленое погребение женщины сакского времени.    При погребенной обнаружены керамические и деревянные сосуды и кости жертвенного животного - овцы. На костях человеческого скелета сохранились остатки ткани от одежды синего и зеленого цвета. У головы погребенной найдены золотые серьги и каменный жертвенник - непременный атрибут женских захоронений того времени.    Наибольшую ценность представляет остроконечный золотой головной убор, богато украшенный растительными узорами и зооморфным орнаментом. Головной убор имеет также стреловидные навершия украшенные спиралью из золотой проволоки. Нижняя часть изделия была украшена древними зергерами рифлёными подвесками. По форме и орнаментальному воплощению, находка напоминает народные казахские женские головные уборы саукеле и борик. Фото: О. Белялов    

Автор: Алексей Нечвалода. Реконструкция по черепу мужчины из срубно-алакульского могильника Ташла I

   Скульптурная реконструкция по черепу мужчины из курганного могильника Ташла-I. Срубно-алакульский синкретический могильник. Раскопки Янины Рафиковой. Автор Алексей Нечвалода. Материал: гипс тонированный. Экспонирование: Национальный музей Республики Башкотостан.           

Автор Нечвалода А.И.: Реконструкция по черепу мужчины позднесарматского времени из могильника Танабереген II

   Скульптурная реконструкция по черепу мужчины с искусственно деформированному черепу из могильника Танаберген II. Позднесарматская культура III в. н. э. (Западный Казахстан). Раскопки Армана Бисембаева.    Автор Алексей Нечвалода. Материал: гипс тонированный. Экспонирование: Актюбинский историко-краеведческий музей.

Автор Алексей Нечвалода: Скульптурная реконструкция по черепу мужчины из к. 16 мог. Берель (Казахстан). Пазырыкская культура

   berel_male.jpg Скульптурная реконструкция по черепу мужчины из кургана 16 Берелского курганного некрополя (Казахский Алтай). Пазырыкская культура V-IV вв. до н. э. Раскопки Зайнуллы Самашева.
   Автор Алексей Нечвалода. Материал: пластик, акриловые краски.
   Экспонирование: Национальный музей Республики Казахстан.

Автор Алексей Нечвалода: Скульптурная реконструкция по черепу мужчины из к. 16 мог. Берель (Казахстан). Пазырыкская культура

    Скульптурная реконструкция по черепу мужчины из кургана 16 Берелского курганного некрополя (Казахский Алтай). Пазырыкская культура V-IV вв. до н. э. Раскопки Зайнуллы Самашева.   Автор Алексей Нечвалода. Материал: пластик, акриловые краски.   Экспонирование: Национальный музей Республики Казахстан.

Автор Алексей Нечвалода: Скульптурная реконструкция по черепу женщины из к. 16, мог. Берель (Казахстан). Пазырыкская культура

   Скульптурная реконструкция по черепу женщины из кургана 16 Берелского курганного некрополя (Казахский Алтай). Пазырыкская культура V-IV вв. до н. э. Раскопки Зайнуллы Самашева.   Автор Алексей Нечвалода. Материал: пластик, акриловые краски.   Экспонирование: Национальный музей Республики Казахстан  

Автор: Алексеева Е.А. Реконструкция лица по черепу мужчины из могильника Устюг 1 (Бакальская культура)

   Курганный могильник Устюг 1 (V-VI вв. н.э.), бакальская культура. Портрет мужчины 35 - 40 лет. Расположен в среднем течении р. Тобол, на территории Заводоуковского р-на Тюменской обл. Раскопки Матвеевой Н.П. 2009-2012 гг.

Форма черепа: самостоятельная работа

 
Peruvienne_1438741892.jpg.814x610_q85.jpg
Искусственно вытянутый череп. Культура прото-наска, Перу, 200-100 года до н.э. Искусственно вытянутый череп. Культура прото-наска, Перу, 200-100 года до н.э.
Wikimedia Commons
 
   Честно говоря, узнав об этой новости, я решил не писать о ней. Подумал, что случай, конечно, занятный, но вовсе не уникальный. Немного погодя, решение пришлось изменить. Начнем по порядку. 18 июня ученые, работавшие в археологическом заповеднике Аркаим, обнаружили погребение II-III века со скелетом, череп которого был необычно сильно вытянут. Заведующая музеем Мария Макурова пояснила прессе, что курган, вероятно, был сооружен представителями кочевого народа сарматов, у которых был обычай накладывать на голову ребенка повязку, которая за несколько лет ношения придавала голове такую форму.
   Прошло совсем немного времени, и на одном зарубежном сайте эту находку написали, что в России «обнаружили инопланетянина». Сначала это было просто шуткой и способом дать броский заголовок. Но новость перепечатывалась, далеко не всегда слово «инопланетянин» оказывалось в кавычках, и вскоре на некоторых интернет-ресурсах об этом стали говорить всерьез.
   Увы, это не первый случай. Когда в 2012 году в Мексике нашли захоронение людей с подобными черепами, журналисты тоже писали, что черепа «могут свидетельствовать о неземном происхождении их  обладателей». Тогда опять первоисточник новости был английским. Нет смысла разбираться, кто из авторов говорил об инопланетянах для красного словца, а кто серьезно. К сожалению, многие из сообщений написаны так, что неискушенный читатель примет слова об инопланетянах за чистую монету. Поэтому стоит рассказать о деформированных черепах подробнее.
   Вытянутый череп не уникален и уж, конечно, не имеет внеземного происхождения. Обычай после рождения ребенка стягивать его голову кольцеобразной повязкой был у целого ряда народов. В Евразии, помимо уже названных сарматов, так любили поступать например, гунны. Кости новорожденного весьма пластичны, к тому же соединения между костями его черепа некоторое время еще не зарастают (так называемые «роднички»), в результате со временем голова приобретала вытянутую цилиндрическую форму. Правда, повязку для этого нужно было носить не менее нескольких лет. Возможно, такая деформация черепа была признаком высокого социального статуса. Археологами было найдено немало таких черепов, как мужских, так и женских. Вот этот, например, также принадлежавший гуннской женщине, находится в Национальном музее в Будапеште.
 
skull.jpg
Череп гуннской женщины. Будапешт
 
   А вот попытка реконструкции внешнего облика. Работа сделана швейцарцем Марселем Ниффенеггером (Marcel Nyffenegger) по черепу второй половины IV века, найденному в Шлетце (Австрия). Была представлена на выставке «Атилла и гунны» в Историческом музее Пфальца в Шпайере в 2007 году. При желании можно посмотреть, как она бы выглядела с шестью различными вариантами прически.
 
ddd.jpg
Реконструкция облика гуннской женщины с искусственно деформированным черепом.
 
   Если сейчас находка деформированного черепа вызывает интерес, но не изумление, то в XIX веке она, поначалу, действительно становилась событием. Ученым было известно о подобных обычаях у индейцев Латинской Америки, но они никак не ожидали встретить такой череп у себя дома. Поэтому когда в 1820 году такой череп был найден в Австрии, возникло даже подозрение, что это случайно попавший в Европу перуанский череп. Но в 1848 году опять в Австрии был найден второй череп. Черепа такой формы стали называть аварскими, поскольку они были обнаружены рядом с поселениями, которые считали принадлежавшими аварам. В России, в районе Керчи, в начале XIX века тоже нашли деформированные черепа, которые некоторое время оставались неизвестными западным ученым. Во второй половине столетия подобных черепов было известно уже много, и их начали классифицировать и изучать.
   Находки деформированных черепов представлены широкой полосой от Китая через Среднюю Азию, Кавказ, Причерноморье, Балканы в Центральную и Западную Европу. Некоторыми народами этот обычай был особенно любим. Ученый подсчитали, что сарматских захоронениях I в. до н.э. – I в. н.э. искусственно деформированы 35,7 % черепов, а в захоронениях II – IV вв. н.э. же 88 % черепов (поэтому большей неожиданностью было бы, если бы найденный в этом году в Аркаиме череп не был бы деформирован). Массово в Западную Европу носители этих черепов проникают в IV веке, в эпоху Великого переселения народов. Это были гунны, аланы, а также некоторые германоязычные племена: алеманны, бургунды, тюринги, гепиды, херулы и другие.
 
burg.JPG
Череп женщины 30-40 лет, VI века нашей эры. предположительно, алеманнский. Музей Вюртембурга в Штутгарте.
 
   Пожалуй, самое древнее упоминание об обычае специально вытягивать голову младенцам можно найти в сочинении рубежа V – IV веков до нашей эры «О воздухе, воде и местностях», приписываемом Гиппократу. Там говорится о народах, живущих возле Меотийского озера (Азовского моря): «Прежде всего [скажу] о длинноголовых. Нет никакого другого народа, который имел бы подобную форму черепа. Первоначально важнейшею причиною удлиненной [формы] головы был обычай, а теперь и природа содействует обычаю, [происшедшему] от того, что они считают самыми благородными тех, у кого наиболее длинные головы. Обычай этот состоит в следующем: лишь только родится ребенок, пока еще [кости] его мягки, неотвердевшую его головку выправляют руками и принуждают расти в длину посредством бандажей и [других] подходящих приспособлений, вследствие которых сферическая форма головы портится, а длина ее увеличивается» (перевод В. В. Латышева).
   Упомянутый Гиппократом народ длинноголовых (макрокефалов) некоторые исследователи предлагают отождествить с макронами, о которых пишет Геродот. По его словам (II, 104), макроны живут недалеко от реки Феромонта (предположительно Дон). Живущих где-то в Причерноморье или к северу от Кавказа длинноголовых упоминают Скилак Карианский, Палефат Абидосский и другие авторы. Прямое отождествление макронов и длинноголовых встречается в схолиях к «Аргонавтике» Аполлония Родосского: «…они называются макронами вследствие того, что у них есть довольно много длинноголовых (макрокефалов), как у персов орлиноносых».
   Сведения о деформации головы встречаются у арабских авторов, описывающих население Хорезма. Якут аль-Хамави сообщает, что они «привязывали мешки с песком на головах детей с двух сторон, чтобы голова уширялась», а Аль-Бируни говорит: «... уплощают головы грудных детей по ширине, сжимая их в колыбели спереди и сзади».
   Обитатели других частей света не отставали от жителей Евразии в стремлении улучшить по своему вкусу форму головы детей. Первое упоминание о деформировании голов у индейцей Америки принадлежит уже Колумбу. Подробнее об этом повествуют Бартоломе де Лас Касас и Диего де Ланда. Последний рассказывает: «Индианки воспитывали своих детей очень сурово, ибо четырех или пяти дней от роду новорожденного клали растянутым в маленькую кровать, сделанную из прутьев и там, повернув ртом вверх, они клали голову между двумя дощечками, одна на затылке, другая на лбу, между которыми ее сжимали с такой силой, и держали его там в мучениях, пока по прошествии нескольких дней, голова его не становилась сплющенной и деформированной, как это было в обычае. Было столько неудобства и опасности для бедных детей, что некоторые рисковали погибнуть» («Сообщение о делах в Юкатане», глава XXX). Конечно, такая практика была известна не только индейцам Мексики, но также населению нынешних Перу, Боливии, Бразилии. Встречается она также в Северной Америке, Африке, Юго-Восточной Азии, островах Тихого океана и в Австралии.
 
Mayancranialmodification.jpg
Череп майя (Национальный музей истории и антропологии в Мехико)
 
Peru.jpg
Череп из Перу (Музей Наска)
 
Kane_Caw_Wacham.jpg
Картина Пола Кейна, демонстрирующая процесс деформации головы ребенка у индейцев чинук (территория современных штатов Орегон и Вашингтон)
 
COLLECTIE_TROPENMUSEUM_Mangbetu-vrouw_met_omgevormde_schedel_TMnr_60026497.jpg
Фотография из Бельгийского Конго (1929-1937). Представительница народа манбету.
 
   Древнейшие находки искусственно деформированных черепов, сделанные в Китае, относятся к эпохе верхнего палеолита. В Средиземноморье самая древняя традиция деформирования обнаружена на Кипре. Она существовала с неолита (9900-7000 гг. до н.э.) до железного века (1050-750 гг. до н.э.). К седьмому – четвертому тысячелетиями до нашей эры относятся имеют черепа, найденные на Ближней Востоке: в Иерихоне, Библе, Телль Мадхуре, Курбан Хуюке и других поселениях. Неолитические находки известны и в Иране.
 
skull_typology_1.jpg
Некоторые типы искусственной деформации черепа: лобно-затылочная, затылочная, кольцевая, комбинированная, теменная (илл. из Шведчикова Т. Ю. «Искусственная деформация головы как исторический источник…» 2010).
 
   Долгая дискуссия между учеными возникла вокруг семьи египетского фараона Эхнатона. На ряде дошедших до нас изображений внешность дочерей Эхнатона заставляет заподозрить, что их череп был подвергнут деформации, скорее всего, кольцевидной.
 
Akhenaten_Nefertiti_and_their_children.jpg
Эхнатон, Нефертити и их дочери
 
Spaziergang_im_Garten_Amarna_Berlin.jpg
Дочь Эхнатона Меритатон с мужем Сменхкарой
 
   Одни авторы были уверены в наличии у девочек искусственной модификации черепа, другие считали вытянутую форму голов условностью и следствием какой-то художественной традиции, третьи полагали, что никакой условности тут нет и что древние художники реалистично отобразили долихокефалию («длинноголовость»), которая в данном случае не искусственная, а врожденная. Сейчас многие авторы полагают, что у некоторых членов семьи Эхнатона был синдром Марфана – генетическое заболевание, которое проявляется в частности в высоком росте, увеличении длины кистей, стоп и мозгового отдела черепа.
   Не надо полагать, что идея изменить форму черепа ребенка характерна исключительно для древних народов или жителей далеких экзотических стран. Перед вами цитата из романа Эмиля Золя «Западня», где описывается, как родилась Нана: «Г-жа Лера, осмотрев девочку со всех  сторон, объявила, что она прекрасно сложена, и добавила своим двусмысленным тоном, что из нее выйдет презамечательная женщина; но так как ей казалось, что головка у малютки чересчур вытянута, она, не обращая внимания на крики ребенка, стала легонько приминать ее пальцами, чтобы округлить». Родители отняли дочь у госпожи Лера, но другие французы еще в конце XIX века полагали, что внешний вид младенца и в особенности форма его головы нуждаются в коррекции. В очерке Маргариты Любарт, посвященном обычаям народов Франции, связанным с рождением ребенка, об этом рассказывается подробно:
   «Во Франции доминировали две модели черепа - длинный и круглый. "Длинный" тип имел четыре разновидности: тулузская, сан-годенская, пуатвинская и нормандская. Ремоделяций черепа достигали с помощью перетягивания головки новорожденного лентами из холста, шнурами, кожаными ремнями, носовыми и шейными платками. Такую повязку ребенок носил долгие годы, а женщины иногда и всю жизнь. Практика вытягивания черепа, особенно на юге, была основана на представлении об интеллектуальном, моральном и эстетическом превосходстве долихоцефалов. Позднее стали считать, что массирование головки новорожденного с целью придания ей удлиненной формы предохранит его от менингита.
   В Бретани выражение "faire la tête" (сделать головку) означало придание ей округлости, что достигалось специальным массажем повитухи. Особенно важной была эта процедура для девочек: считалось, что на круглой голове красиво смотрится прическа. В Гаскони круглоголовость достигалась специальными способами укладывания ребенка в колыбели, которая имела плоское изголовье. В нем имелась полость, в которую помещалась головка. Люлька имела кожаные петли, в которых закреплялся платок, фиксировавший положение головы.
   Деформация черепа (особенно по "длинному" типу) влекла за собой изменение формы ушей: они становились сплющенными и прижатыми к голове. Изменение формы черепа влияло также и на кости носа: уплощение лба под стягивающей лентой приводило к выступлению и искривлению костей носа. Нос "формировали" и нажиманием пальцев на еще хрупкие хрящи новорожденного, а кроме того, прищипывали и кончик, чтобы нос был остроконечным».
   В Музее человека в Париже хранится череп Софи Жермен (1776 – 1831), выдающегося математика, который демонстрирует упомянутую Маргаритой Легар тулузскую разновидность модификации. Другой череп, которому придали такую форму, хранится в Музее Тулузы.
 
Crane_1905_MHNT.jpg
Череп из Музея Тулузы
 
toulousaine_-_Fonds_Trutat.jpg
Мужчина с тулузской формой головы. Фотограф Эжен Трута (1840 - 1810)
 
   Славяне  также полагали, что родившемуся ребенку надо придать соответствующую форму, путем разглаживания, сжимания или вытягивания. Обычно этим занималась повитуха.
   У ряда народов отмечена деформация черепа, связанная с жесткой формы колыбели. В этом случае затылок ребенка становится более плоским от постоянного соприкосновения с дном колыбели. Еще знаменитый анатом Везалий полагал, плоские затылки немцев и «короткая форма головы» у немцев возникают, так как детей в Германии кладут на спину. В России в 1880-х году исследование влияния колыбели на деформацию черепа провел на материале археологических находок и описаний народов, населяющих Россию, доктор медицинских наук Е. А. Покровский. Помимо колыбели свою роль играли и головные повязки, особенно распространенные в Закавказье и Средней Азии.
   Любопытный метод модификации внешности при помощи повязки описывает у гуннов Сидоний Аполлинарий (V век): «Круглая повязка придавливала еще нежные ноздри, чтобы нос не выдавался вперед и не мешал шлему. Материнская любовь обезображивает рожденных для битв, поскольку при отсутствии носа поверхность щек делается еще шире».
   Предметом долгой дискуссии среди ученых была возможность влияния искусственной деформации черепа на состояние здоровья, психику и интеллект человека. До сих пор строгих научных доказательств этого влияния нет. В XIX веке многие авторы предполагали, что деформация черепа в древности служила для выращивания людей с особыми качествами, например, более смелых и беспощадных воинов. Или же напротив станут причиной эпилепсии и галлюцинаций, что позволит обладателю такого черепа стать шаманом. Также высказывались мнения, что у обладателей деформированных черепов должны чаще встречаться головные боли и даже психические расстройства.
   Однако обследования детей у народов Южной Америки, которые практикуют искусственную деформацию в наши дни, не подтверждают этих гипотез. У них не обнаруживается повышения частоты каких-либо неврологических или психических патологий. Возможно, деформация черепа не оказывает сильного воздействия на развитие и работу мозга, так как изменяется лишь его форма, в то время как никакие участки мозга не разрушаются. Более вероятно предположение, что искусственная деформация повышает внутричерепное давление, так как на модифицированных черепах обнаруживается более четкий отпечаток кровеносных сосудов на внутренней поверхности костей (эндокране).
   Какую функцию мог выполнять этот обычай? В первую очередь он был одним из «обрядов перехода», в данном случае превращения новорожденного в полноценного человека. Родившийся ребенок воспринимался лишь как «заготовка», которую нужно было еще превратить в человека. В частности – правильно сформировав голову. Конкретная форма определялась местными представлениями о красоте. Где-то красивой считалась удлиненная голова, где-то круглая, где-то – скошенный назад лоб, где-то – прямой. Также форма головы могла играть роль признака, отделяющего группу людей от прочих. Выделяемая группа могла быть как этнической, так и социальной.    Знаменитый Рудольф Вирхов в 1892 году писал, что модификация черепа вызвана «стремлением... рассматривать деформированный череп как в высшей степени характерный для племени признак».
   Такую роль выполняет не только деформация головы, но и другие так называемые прижизненные телесные модификации: татуировка, шрамирование, прокалывание кожи, удаление или подпиливание зубов и так далее. Арнольд ван Геннеп, который ввел в оборот термин «обряды перехода», писал в связи с этим: «…тело рассматривалось как простой кусок дерева, который каждый обтесывал и прилаживал по своему усмотрению: отрезали то, что выступало, продырявливали перегородки, обрабатывали плоские поверхности, иногда с настоящим разгулом фантазии...».
   Следует помнить и о том, что если деформация черепа кажется нам пугающей экзотикой, то другие виды телесных модификаций современный человек воспринимает спокойно (пирсинг, татуировка). Французский антрополог Поль Брока по этому поводу замечал: «Склонность к деформации или изменению естественной формы некоторых частей тела является общей для человеческой природы в любом, знакомом нам, ее выражении, самой примитивной и варварской и наиболее цивилизованной и рафинированной»
Источник:  politru_logo_2012.jpg
Автор: Максим Руссо
Поделиться:
Поделиться:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

  • Слайдер 1
    Слайдер 1
  • Слайдер 2
    Слайдер 2
  • Слайдер 3
    Слайдер 3
  • Слайдер 4
    Слайдер 4
  • Слайдер 5
    Слайдер 5
  • Слайдер 6
    Слайдер 6
  • Слайдер 7
    Слайдер 7
  • Слайдер 8
    Слайдер 8
  • Слайдер 9
    Слайдер 9
  • Слайдер 10
    Слайдер 10

Сейчас на форуме

Форум закрыт
^ Наверх