Автор: Нечвалода А. И.
Фото антропологической реконструкции (скульптурного бюста) головы по черепу женщины алакульской культуры эпохи бронзы. Селивановский могильник / Абзелиловский район РБ. Автор Нечвалода А. И.
Автор: Веселовская Е.В.
Автор: Нечвалода А. И.
Фото антропологической реконструкции (скульптурного бюста) головы по черепу мужчины гунно-сарматского времени. Могильник Соленый Дол / Челябинская область.
Автор: Герасимов М.М.
Качуг (р. Лена) Раскопки Окладникова А.П.
Автор: Нечвалода А. И.
Фото антропологической реконструкции (скульптурного бюста) головы по черепу женщины золотоордынского времени. Мавзолей Хусейн-бека / Чишминский район РБ.
Автор: Герасимов М.М.
Автор: Нечвалода А. И.
Фото антропологической реконструкции (скульптурного бюста) головы по черепу мужчины кыпчака золотоордынского времени. Могильник Линевка I / Оренбургская область.
Автор: Лебединская Г.В.
Скульптурная реконструкция выполненная по черепу мужчины из кургана у с. Квасниковка, Саратовская область, недалеко от г. Энгельса. Погребение датировано XII-XIII вв. Определено как половецкое.
Автор: Нечвалода А. И.
Фото антропологической реконструкции (скульптурного бюста) головы по черепу мужчины сакской культуры. Курганная группа Иртяш 14 / Челябинская область.
Автор: Алексеева Е.А. Атласовское погребение 1

Останки, обнаруженные в погребении, принадлежат мужчине, погибшему в возрасте 20-25 летпозднесредневековой культуре, имевшей распространение в Центральной Якутии и на Вилюе в XIV-XVI вв.
Автор: Нечвалода А. И.
Фото антропологической реконструкции (скульптурного бюста) головы по черепу мужчины кимака. Могильник Аулиеколь / Казахстан.
Автор: Нечвалода А. И.
Фото антропологической реконструкции (скульптурного бюста) головы по черепу мужчины ямной культуры. Могильник Кумсай / Казахстан.
Автор: Балуева Т.С. и Веселовская Е.В.
Реконструкция лица по черепу мужчины из кургана 5 могильника Талды II. Могильник расположен недалеко от села Касыма Аманжолова, 300 км. от г. Караганда Республики Казахстан. Погребение соотносится с тасмолинской культурой раннего железного века. Автор раскопок А.З. Бейсенов.
Автор: Алексеева Е.А. Зелёный Яр
Портрет мужчины 50-60 лет из погребения 27 историко-культурного объекта у поселка Зелёный Яр (г. Салехард, ЯНАО Тюменской области), включающий погребения двух периодов раннего средневековья (VIII-IX вв. и XII-XIII вв.). Восстановление внешности мумифицированного мужчины проведено с использованием компьютерной томографии и 3D-печати.
Автор: Герасимов М.М.
Маркина гора (Костёнки XIV) — палеолитическое поселение возрастом около 37 тыс. лет близ села Костёнки Хохольского района Воронежской области. Находится на второй надпойменной террасе правого берега реки Дон, на мысу, носящем название Маркина гора. Относится к группе поселений Костёнковско-Борщёвские стоянки или Костёнковский комплекс стоянок.
Автор: Нечвалода А. И.
Фото антропологической реконструкции (скульптурного бюста) головы по черепу мужчины срубной культуры эпохи бронзы. Хусаиновские курганы / Давлекановский район РБ.
Автор: Пежемский Д.В.
Графическая реконструкция человека из Нижней Джилинды (Северная Бурятия)
Автор: Алексеева Е.А. Погребение из могильника Карасье IX

Автор: Нечвалода А. И.
Фото антропологической реконструкции (скульптурного бюста) головы по черепу мужчины сармата. Филипповские курганы / Оренбургская область.
Автор: Алексеева Е.А. Святилище Усть-Полуй.
Комплекс Святилище Усть-Полуй, расположенный в черте г. Салехард. В целом комплекс датируется преимущественно эпохой раннего железа и связан в той или иной мере с кулайской культурной общностью. Портрет женщины зрелого возраста.
Автор: Герасимов М.М.
Маркина гора (Костёнки XIV) — палеолитическое поселение возрастом около 37 тыс. лет близ села Костёнки Хохольского района Воронежской области. Находится на второй надпойменной террасе правого берега реки Дон, на мысу, носящем название Маркина гора. Относится к группе поселений Костёнковско-Борщёвские стоянки или Костёнковский комплекс стоянок.
Автор: Нечвалода А. И.
Фото антропологической реконструкции (скульптурного бюста) головы по черепу мужчины эпохи неолита из погребения в гроте Камнгь Дождевой / Сведловская область.
Автор: Балуева Т.С. и Веселовская Е.В.
Автор: Нечвалода А. И.
Фото антропологической реконструкции (скульптурного бюста) головы по черепу женщины сакской культуры. Могильник Кумкуль / Челябинская область.
Автор: Нечвалода А. И.
Фото антропологической реконструкции (скульптурного бюста) головы по черепу мужчины эпохи энеолита с поселения Гладунино 3 / Курганская область.
Автор: Алексеева Е.А. Атласовское погребение 2 (анфас)
Атласовское 2 захоронение было обнаружено в 2014 г. в районе Ботанического сада Северо-Восточного федерального университета, также случайно. В могильной яме были железные стремена и удила, нож в берестяных ножнах, железные ножницы, металлические детали головного убора, серьга, кожаные детали нагрудника с нашитыми металлическими бляшками. Останки принадлежали женщине, умершей в возрасте 30-40 лет. Захоронение датируется XIV-XVII вв. (углеродное датирование), относится к кулун-атахской позднесредневековой культуре, имевшей распространение в Центральной Якутии и на Вилюе в XIV-XVI вв.
Автор: Балуева Т.С. и Веселовская Е.В.
Реконструкция лица по черепу мужчины из кургана 4 могильника Талды II. Могильник расположен недалеко от села Касыма Аманжолова, 300 км. от г. Караганда Республики Казахстан. Погребение соотносится с тасмолинской культурой раннего железного века. Автор раскопок А.З. Бейсенов.
Автор: Герасимов М.М.
Сунгирь 1 - пластическая реконструкция по черепу мужчины 40-50 лет, останки которого были найдены на верхнепалеолитической стоянке древнего человека на территории Владимирской области. Стоянка находится на восточной окраине Владимира в месте впадения одноимённого ручья в реку Клязьма, в километре от Боголюбово. Обнаружена в 1955 году при строительстве завода и исследована О. Н. Бадером.
Автор: Алексеева Е.А. Атласовское погребение 2 (профиль)
Атласовское 2 захоронение было обнаружено в 2014 г. в районе Ботанического сада Северо-Восточного федерального университета, также случайно. В могильной яме были железные стремена и удила, нож в берестяных ножнах, железные ножницы, металлические детали головного убора, серьга, кожаные детали нагрудника с нашитыми металлическими бляшками. Останки принадлежали женщине, умершей в возрасте 30-40 лет. Захоронение датируется XIV-XVII вв. (углеродное датирование), относится к кулун-атахской позднесредневековой культуре, имевшей распространение в Центральной Якутии и на Вилюе в XIV-XVI вв.
Автор: Балуева Т.С. и Веселовская Е.В.
Рязанский князь Олег Иванович (1340?-1402). Княжил с 1350 по 1402 г.
Олег Иванович, в схиме Иоаким (ум. в 1402 году) — великий князь Рязанский с 1350 года. Наследовал княжение по смерти Василия Александровича. По одной из версий, сын князя Ивана Александровича (и племянник Василия Александровича), по другой версии - сын князя Ивана Коротопола.
У князя Олега была трудная и противоречивая судьба и посмертная недобрая слава, которая была создана московскими летописцами и дошедшая до наших дней. Изменник, ставший все же святым. Князь, которого окрестили «вторым Святополком» на Москве, но которого любили рязанцы и были верны ему и в победах и после поражений, который является яркой и значимой фигурой в жизни Руси XIV века. Примечателен факт, в докончальной грамоте 1375 года между Дмитрием Ивановичем Донским и Михаилом Александровичем Тверским — основными конкурентами за господство и великое княжение Владимирское, в качестве третейского судьи по спорным делам указан князь Олег Рязанский. Это свидетельствует о том, что Олег являлся на тот момент единственно авторитетной фигурой, великим князем, не стоявшим ни на стороне Твери, ни на стороне Москвы. Более подходящую кандидатуру на роль третейского судьи найти было практически невозможно.
Княжение Олега — это ряд попыток отстоять самостоятельность и независимость рязанского княжества на татарско-московском перепутье в то время, когда национальные интересы требовали объединения русских сил в борьбе с Ордой. Отсюда, при невозможности полноценно сопротивляться ни татарам (только в запоздалом и кратковременном союзе с князем Владимиром Пронским был разбит и прогнан татарский отряд ордынского князя Тагая в 1365 г.), ни Дмитрию Донскому (в 1371 г. Олег, был разбит войсками Дмитрия Донского, под командованием князя Дмитрия Михайловича Волынского-Боброка в сражении при Скорнищево, после чего был заменен на княжестве в Рязани князем Владимиром Пронским, затем сумел вернуть себе княжение), колебания Олега то в сторону Москвы (разгром Рязани татарами в 1378 и 1379 гг. за союз с Москвой), то в сторону татар (союз с Мамаем перед Куликовской битвой в 1380 г.) и необходимость принимать удары за политическую двуличность (в 1381 г. унизительный договор о союзе с Москвой, помощь Тохтамышу в 1382 г.) и с той и с другой (в 1382 г. и от Тохтамыша и от Донского). В 1385 г., Олег воспользовавшись ослаблением Москвы, после нашествия Тохтамыша, захватывает Коломну и только при участии Сергия Радонежского была предотвращена очередная междоусобная война, Олег навеки мирится с Дмитрием Донским и в 1387 г. состоялась свадьба его сына Федора на дочери Дмитрия Софье: к тому же интересы зятя, смоленского князя Юрия Святославича, требуют особого внимания к агрессивной политике Витовта Литовского, стремящейся захватить Смоленск. Столкновения с Витовтом на Литовской и Рязанской территории (1393—1401) и с мелкими татарскими отрядами на границе не позволяют Олегу думать о возвращении ряда населенных мест, уступленных Москве еще в 1381 г.
Перед самым концом жизни, мучимый раскаянием за всё, что было в ней темного, он принял иночество и схиму под именем Иоаким, в основанном им в 18 верстах от Рязани Солотчинском монастыре . Там жил он в суровых подвигах, нося власяницу, а под ней стальную кольчугу, которую не захотел надеть, чтобы оборонять отечество против Мамая. Инокинею окончила свою жизнь и его супруга — княгиня Евфросинья. Их общая гробница находится в соборе обители.
Автор: Алексеева Е.А. Брусницын Л.И. (1784/86 - 1857)
Брусницын Лев Иванович (1784/86 - 1857 гг.) - сын мастерового, с 1795 г. начал работать на Екатеринбургских золотых приисках, промывальщиком на золотодробильной фабрике. За усердие в 1813 г. утверждён похштейгером. Много лет проводил поиски рассыпного золота, в 1814 г. открыл существование золотоносных слоёв в долинах рек Урала (в отличие от малоэффективной лоточной старательной промывки на берегах). Изобрёл механизмы и проработал технологию промышленной добычи рассыпного золота. Направлялся во все регионы России, где обучал и внедрял свой метод поиска и добычи, что привело к перевороту в золотодобывающей промышленности и позволило России к 1830 году выйти на первое место в мире по добыче золота. В 1814 г. получает чин обер-похштейгера, а в 1835 г. - чин обер-штейгера. В 1845 г. ушёл в отставку, был награждён серебряной медалью.
Автор: Алексеева Е.А. Зелёный Яр
Портрет мужчины 50-60 лет из погребения 27 историко-культурного объекта у поселка Зелёный Яр (г. Салехард, ЯНАО Тюменской области), включающий погребения двух периодов раннего средневековья (VIII-IX вв. и XII-XIII вв.). Восстановление внешности мумифицированного мужчины проведено с использованием компьютерной томографии и 3D-печати.
Автор: Алексеева Е.А. Сергеляхское захоронение
Сергеляхское захоронение было найдено в районе Сергеляхского шоссе, г. Якутск, Республика Саха (Якутия). По AMS-датированию возраст погребения - середина XV-начало XVI вв., т.е. оно относится к кулун-атахской позднесредневековой культуре, имевшей распространение в Центральной Якутии и на Вилюе в XIV-XVI вв.
Останки в погребении принадлежат мужчине, погибшему в возрасте 35-45 лет. Повреждения черепа указывают на смерть человека от ран, нанесенных клинковым оружием.
Автор: Нечвалода А.И. Курганный могильник Мандесарка-6
Скульптурная реконструкция по искусственно деформированному черепу женщины из курганного могильника Мандесарка-6 (Челябинская обл.). Позднесарматская культура II-III вв. н.э. Автор раскопок Мария Макурова. Автор Алексей Нечвалода. Тонировка реконструкции Елена Нечвалода. Материал: пластик, акриловые краски. Экспонирование: Музей-заповедник «Аркаим».
Автор: Алексей Нечвалода. Последний император инков Атаульпе (?)
Скульптурная реконструкция по мануальной модели черепу № 34640 (предположительно идентифицируемый, как принадлежащей последнему императору инков Атаульпе (?)) хранящемуся в Музее человека в Париже.Фото черепа предоставлены Музеем человека.
Автор Алексей Нечвалода. Матерал: пластик, акриловые краски.
Автор: Никитин С.А. "Уржарская принцесса"
Автор: Алексей Нечвалода. Реконструкция по черепу мужчины из срубно-алакульского могильника Ташла I
Автор Нечвалода А.И.: Реконструкция по черепу мужчины позднесарматского времени из могильника Танабереген II
Автор Алексей Нечвалода: Скульптурная реконструкция по черепу мужчины из к. 16 мог. Берель (Казахстан). Пазырыкская культура
Скульптурная реконструкция по черепу мужчины из кургана 16 Берелского курганного некрополя (Казахский Алтай). Пазырыкская культура V-IV вв. до н. э. Раскопки Зайнуллы Самашева.
Автор Алексей Нечвалода. Материал: пластик, акриловые краски.
Экспонирование: Национальный музей Республики Казахстан.
Автор Алексей Нечвалода: Скульптурная реконструкция по черепу мужчины из к. 16 мог. Берель (Казахстан). Пазырыкская культура
Автор Алексей Нечвалода: Скульптурная реконструкция по черепу женщины из к. 16, мог. Берель (Казахстан). Пазырыкская культура
Автор: Алексеева Е.А. Реконструкция лица по черепу мужчины из могильника Устюг 1 (Бакальская культура)
Зачем наши предки проделывали друг другу отверстия в черепе
Тысячи лет назад люди научились проводить хирургическую операцию по вскрытию черепа, или трепанацию. Со времен глубокой древности представители разных народов практиковали трепанацию — грубое хирургическое вмешательство, при котором в черепе живого человека проделывают отверстие. Эта операция осуществлялась посредством сверления, разреза или выскабливания острым инструментом.
На сегодняшний день в ходе археологических раскопок по всему миру из-под земли извлечено множество черепов со следами трепанации. Странно, но ученые до сих пор не могут прийти к единому мнению относительно того, зачем наши предки проводили эту операцию. Отчеты антропологов о трепанациях, проводившихся в Африке и Полинезии в XX веке, дают основание предположить, что по крайней мере в этих случаях операция была предназначена для лечения головной боли — например, возникшей вследствие травмы черепа или неврологического заболевания.
Вероятно, с той же целью трепанацию делали и в древние времена. На многих трепанированных черепах были обнаружены признаки механических повреждений или неврологических заболеваний, зачастую недалеко от трепанационного отверстия. Тем не менее, исследователи уже давно подозревают, что древние люди проводили трепанацию не только в медицинских целях, но и в качестве ритуала.
Самые первые свидетельства проведения операций по вскрытию черепа относятся к периоду около 7000 лет назад. Трепанацию практиковали в различных частях света: в Древней Греции, Северной и Южной Америке, Африке, Полинезии и на Дальнем Востоке.
Вероятно, в разных регионах люди самостоятельно разрабатывали технику трепанации.
К концу Средневековья большинство народов отказалось от трепанации, однако в нескольких оторванных от цивилизации частях Африки и Полинезии эти операции проводили вплоть до начала 1990-х годов. С момента публикации самых первых научных исследований на тему трепанации (в XIX веке) ученые продолжают утверждать, что древние люди иногда проводили трепанацию для того, чтобы впустить духов в тело человека или, наоборот, изгнать их.
Кроме того, трепанация могла быть частью обряда инициации. Тем не менее достоверных подтверждений этому практически нет. Исключить то, что трепанация была поведена по медицинским причинам, почти невозможно, так как некоторые заболевания головного мозга не оставляют никаких следов на черепе.
Впрочем, в одном из уголков России археологи нашли одно из наиболее убедительных доказательств проведения ритуальных трепанаций.
Эта история началась в 1997 году. Археологи проводили раскопки на древнем месте захоронений под Ростовом-на-Дону. На месте раскопок из 20 отдельных могил были извлечены останки скелетов 35 человек. Учитывая способ захоронения, археологи определили, что их можно отнести к периоду с 5000 до 3000 лет до н. э., известному как халколит, или медный век. В одной из могил были найдены скелеты пяти взрослых человек — двух женщин и трех мужчин, а также ребенка от одного до двух лет и девочки-подростка. Ученые и раньше обнаруживали несколько скелетов древних людей в одной могиле, однако в данном случае находка все же была необычной: черепа двух женщин, двух мужчин и девочки подверглись трепанации.
В каждом из черепов было одно овальное отверстие шириной несколько сантиметров с признаками скобления по краям. В черепе третьего мужчины обнаружили углубление, которое явно было делом рук человека, однако это отверстие не было сквозным. Нетронутым был только череп ребенка.
Исследованием извлеченных из могил останков занялась Елена Батиева, антрополог из Южного федерального университета в Ростове-на-Дону. Она сразу же определила, что отверстия в черепах являются результатом трепанации, однако вскоре поняла, что эти трепанации не были обычными.
Все они были сделаны практически в одном и том же месте — в точке под названием обелион. Обелион расположен в верхней части черепа ближе к затылку, примерно в том месте, где волосы обычно собирают в высокий хвост. Менее 1% всех зарегистрированных трепанаций были проведены выше обелиона. Кроме того, Батиева знала, что древние люди, проживавшие на территории России, такие операции делали еще реже. На тот момент ей был известен только один зарегистрированный случай трепанации в этой точке. Череп был извлечен из-под земли в 1974 году неподалеку от места ее нынешних раскопок. Совершенно ясно, что даже один череп с трепанацией в районе обелиона — это выдающаяся находка. Но у Батиевой их было целых пять, и все они лежали в одной могиле. Этот случай был и до сих пор остается уникальным.
Тому, что трепанация в районе обелиона встречается редко, есть простое объяснение: это очень опасно. Обелион расположен непосредственно над верхним саггитальным синусом, где кровь, оттекающая от мозга, скапливается перед тем, как попасть в основные отводящие мозговые вены.
Вскрытие черепа в этом месте грозит обильным кровотечением и смертью. Это значит, что люди, проживавшие на территории России в медном веке, должны были иметь веские причины для того, чтобы проводить подобные операции. Тем не менее, ни на одном из черепов не было найдено следов повреждений или болезни, которые имели бы место как до, так и после трепанации.
Другими словами, все выглядело так, будто все эти люди перенесли трепанацию, будучи совершенно здоровыми. Была ли эта операция связана с каким-либо ритуалом? Это очень интересный вопрос, однако Батиевой пришлось отказаться от дальнейших поисков ответа.
Ей нужно было исследовать еще множество скелетов, найденных по всей южной части России, и она не могла отвлекаться от своей основной задачи ради нескольких черепов, какими бы загадочными они ни были.
Прежде чем отступиться, Батиева решила просмотреть неопубликованные археологические данные по России, чтобы выяснить, не были ли обнаружены другие нетипичные черепа с трепанацией в районе обелиона, которые по какой-то причине не были зарегистрированы.
К ее удивлению, таких черепов было целых два. Они принадлежали молодым женщинам и были найдены несколько лет назад: один в 1980-м, а другой — в 1992 году. Оба черепа были извлечены из-под земли менее чем в 50 км от Ростова-на-Дону, и ни на одном из них не было обнаружено медицинских предпосылок для трепанации.
Итак, у Батиевой было восемь необычных черепов, найденных на относительно небольшой территории на юге России и принадлежавших людям примерно одного возраста. Через десять лет было обнаружено еще несколько. В 2011 году международная группа археологов занималась исследованием 137 человеческих скелетов, извлеченных из-под земли в трех отдельных захоронениях, относящихся к медному веку. Все они были найдены в Кабардино-Балкарии, в гористой местности на юге России, примерно в 500 км на юго-восток от Ростова-на-Дону, недалеко от современной границы с Грузией. Археологи не ставили перед собой цель обнаружить трепанации. Их задачей было выяснить общее состояние здоровья древних людей, населявших этот регион.
Тем не менее, в девяти из 137 черепов они нашли отверстия. Пять из них представляли собой стандартные образцы трепанации. Отверстия были сделаны в различных точках в передней и боковой части черепа, и на всех черепах были обнаружены признаки механических повреждений. Это давало основания предположить, что трепанации проводились для устранения последствий травм.
Однако ни на одном из оставшихся четырех черепов признаков повреждений или заболеваний не было. Более того, на каждом из них трепанация была проведена прямо над обелионом. Совершенно случайно оказалось, что немецкий антрополог Джулия Грески, входившая в группу исследователей, была знакома с работой Батиевой, описывающей необычные трепанированные черепа, найденные в Ростовской области.
Тогда Грески, Батиева и другие археологи объединили свои усилия, чтобы описать все 12 черепов с юга России, трепанированных в районе обелиона. Их исследование было опубликовано в апреле 2016 года в научном журнале American Journal of Physical Antropology.
Независимо от места обнаружения, 12 подобных черепов уже представляют собой необыкновенную находку. Однако тот факт, что все они были найдены в одном уголке России, означал, что, вероятнее всего, у них есть что-то общее. Если бы между ними не было никакой связи, вероятность того, что такое количество редких трепанаций встретилось бы только на юге России, была бы чрезвычайно мала.
Грески, Батиева и их коллеги заявляют, что, несмотря на то, что их выводы сложно доказать, скопление таких нестандартных трепанаций дает основание предположить, что на юге России мог располагаться своего рода центр ритуального трепанирования.
Мария Медникова, ведущий научный сотрудник Института археологии РАН, — специалист в области трепанаций, имевших место на территории России.
Она уверена, что трепанации в определенных опасных областях черепной коробки могли проводить для достижения своего рода «трансформаций». По ее словам, люди делали это, думая, что приобретут уникальные способности, которых не было у обычных членов общества.
Мы можем только предполагать, почему этим, по всей видимости, здоровым людям пришлось пережить трепанацию, сделанную таким необычным и опасным способом. Однако сами отверстия многое говорят нам о том, как сложилась судьба людей после операции.
Один из 12 черепов принадлежал женщине, не достигшей возраста 25 лет, чей скелет был найден на месте захоронения под Ростовом-на-Дону. На нем не было признаков заживления, и можно предположить, что она умерла во время операции или вскоре после нее.
Тем не менее, остальные, по-видимому, более или менее благополучно пережили трепанацию. По краям трепанационных отверстий начала расти новая костная ткань, однако все отверстие она так и не заполнила. На трех из 12 черепов были найдены лишь незначительные признаки заживления по краям трепанационного отверстия. Это значит, что после операции эти люди прожили всего от двух до восьми недель.
Двое из них были женщинами от 20 до 35 лет, а третий был пожилым человеком от 50 до 70 лет, чей пол установить не удалось. На остальных черепах отверстия заросли намного лучше. Основываясь на современных знаниях о регенерации костной ткани, можно сделать вывод, что после операции эти люди прожили не менее четырех лет.
Среди восьми выживших были все пятеро из массового захоронения под Ростовом-на-Дону, чьи необычные трепанации впервые привлекли внимание Батиевой почти 20 лет назад. Двое мужчин, две женщины и одна девочка-подросток смогли прожить несколько лет, имея отверстие в районе обелиона.
Девочка, которой, судя по скелету, было от 14 до 16 лет, подверглась трепанации не позднее своих 12 лет, а то и намного раньше. Тем не менее, нельзя исключать, что эти 12 человек все же страдали от заболеваний или травм головы. Если это так, то как минимум восьми из них трепанация помогла. Однако также возможно, что Батиева и ее коллеги правы, и эти люди подверглись трепанации в ритуальных целях. Если это так, мы можем только догадываться, какую пользу — реальную или воображаемую — они от этого получили.
Источник: ИноСМИ РУ
Случайные материалы:
- Генетики раскрыли семейные традиции первых жителей России
- V международная конференция "Евразия в кайнозое. Стратиграфия, палеоэкология, культуры", которая пройдет 7-9 декабря 2016 г. в Иркутске (Россия)
- Главный претендент на роль предков людей может быть изгнан из рода Homo
- Шука-Каа и его родственники
- Самого древнего гоминина нашли вне Африки