Автор: Нечвалода А. И.

Фото антропологической реконструкции (скульптурного бюста) головы по черепу женщины алакульской культуры эпохи бронзы. Селивановский могильник / Абзелиловский район РБ. Автор Нечвалода А. И.

Автор: Веселовская Е.В.

Пластическая реконструкция выполненная по мужскому черепу из кургана 2 могильника Аралтобе (Атырауская область). Могильник исследован Западно-Казахстанской археологической экспедицией под руководством З.Самашева в 1999 году.
Автор пластической реконструкции канд. биол. наук, доцент, старший научный руководитель лаборатории антропологической реконструкции Центра физической антропологии Института этнологии и антропологии РАН Е.В. Веселовская

Автор: Нечвалода А. И.

Фото антропологической реконструкции (скульптурного бюста) головы по черепу мужчины гунно-сарматского времени. Могильник Соленый Дол / Челябинская область.

Автор: Герасимов М.М.

Качуг (р. Лена) Раскопки Окладникова А.П.

Автор: Нечвалода А. И.

Фото антропологической реконструкции (скульптурного бюста) головы по черепу женщины золотоордынского времени. Мавзолей Хусейн-бека / Чишминский район РБ.

Автор: Герасимов М.М.

Китойский могильник находится на лев. бер. Ангары в 5 км ниже устья р. Китоя (в местности «Ярки»). В 1880—81 Н. И. Витковский произвел здесь раскопки 24 могил неолитической культуры. По богатству найденного погребального инвентаря К. м. является первоклассным доисторическим памятником

Автор: Нечвалода А. И.

Фото антропологической реконструкции (скульптурного бюста) головы по черепу мужчины кыпчака золотоордынского времени. Могильник Линевка I / Оренбургская область.

 

Автор: Лебединская Г.В.

Скульптурная реконструкция выполненная по черепу мужчины из кургана у с. Квасниковка, Саратовская область, недалеко от г. Энгельса. Погребение датировано XII-XIII вв. Определено как половецкое. 

Автор: Нечвалода А. И.

Фото антропологической реконструкции (скульптурного бюста) головы по черепу мужчины сакской культуры. Курганная группа Иртяш 14 / Челябинская область.

Автор: Алексеева Е.А. Атласовское погребение 1

Atlasovskoe101
Одиночное мужское погребение с некоторыми артефактами было случайно обнаружено рабочими в 2003 г. у озера Атласовское в пригороде г. Якутск на территории ботанического сада Якутского государственного университета (ныне Северо-восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова). Положение костей указывало на сидячее положение тела в погребении. В захоронении были найдены остатки лука и колчана со стрелами.  Эта находка представляет одно из наиболее ранних древнеякутских погребений, относящихся к кулун-атахской 
Останки, обнаруженные в погребении, принадлежат мужчине, погибшему в возрасте 20-25 летпозднесредневековой культуре, имевшей распространение в Центральной Якутии и на Вилюе в XIV-XVI вв.
.
 

Автор: Нечвалода А. И.

Фото антропологической реконструкции (скульптурного бюста) головы по черепу мужчины кимака. Могильник Аулиеколь / Казахстан.

Автор: Нечвалода А. И.

Фото антропологической реконструкции (скульптурного бюста) головы по черепу мужчины ямной культуры. Могильник Кумсай / Казахстан.

Автор: Балуева Т.С. и Веселовская Е.В.

Реконструкция лица по черепу мужчины из кургана 5 могильника Талды II. Могильник расположен недалеко от села Касыма Аманжолова, 300 км. от г. Караганда Республики Казахстан. Погребение соотносится с тасмолинской культурой раннего железного века. Автор раскопок А.З. Бейсенов. 

Автор: Алексеева Е.А. Зелёный Яр

Zeleniy Yar 102

   Портрет мужчины 50-60 лет из погребения 27 историко-культурного объекта у поселка Зелёный Яр (г. Салехард, ЯНАО Тюменской области), включающий погребения двух периодов раннего средневековья (VIII-IX вв. и XII-XIII вв.).  Восстановление внешности мумифицированного мужчины проведено с использованием компьютерной томографии и 3D-печати. 

Автор: Герасимов М.М.

Маркина гора (Костёнки XIV) — палеолитическое поселение возрастом около 37 тыс. лет близ села Костёнки Хохольского района Воронежской области. Находится на второй надпойменной террасе правого берега реки Дон, на мысу, носящем название Маркина гора. Относится к группе поселений Костёнковско-Борщёвские стоянки или Костёнковский комплекс стоянок.

Автор: Нечвалода А. И.

Фото антропологической реконструкции (скульптурного бюста) головы по черепу мужчины срубной культуры эпохи бронзы. Хусаиновские курганы / Давлекановский район РБ.

Автор: Пежемский Д.В.

Графическая реконструкция человека из Нижней Джилинды (Северная Бурятия)

Автор: Алексеева Е.А. Погребение из могильника Карасье IX

Karasye 102   Череп принадлежит женщине 35-40  лет  из погребения 2, кургана 11 могильника Карасье 9. Раскопки Шараповой С.В.
   Могильник относится к саргатской культуре, датируется эпохой раннего железа.
 

Автор: Нечвалода А. И.

Фото антропологической реконструкции (скульптурного бюста) головы по черепу мужчины сармата. Филипповские курганы / Оренбургская область.

Автор: Алексеева Е.А. Святилище Усть-Полуй.

   Ust poluy 102Комплекс Святилище Усть-Полуй, расположенный в черте г. Салехард. В целом комплекс датируется преимущественно эпохой раннего железа и связан в той или иной мере с кулайской культурной общностью. Портрет женщины зрелого возраста.

Автор: Герасимов М.М.

Маркина гора (Костёнки XIV) — палеолитическое поселение возрастом около 37 тыс. лет близ села Костёнки Хохольского района Воронежской области. Находится на второй надпойменной террасе правого берега реки Дон, на мысу, носящем название Маркина гора. Относится к группе поселений Костёнковско-Борщёвские стоянки или Костёнковский комплекс стоянок.

Автор: Нечвалода А. И.

Фото антропологической реконструкции (скульптурного бюста) головы по черепу мужчины эпохи неолита из погребения в гроте Камнгь Дождевой / Сведловская область.

Автор: Балуева Т.С. и Веселовская Е.В.

Бердикожа-батыр (1708-1786) - государственный деятель, полководец, происходил из рода шынышкылы древнего племени уйсын Старшего жуза, издревле занимавшего плодородные земли по рекам Талас, Арысь и удобные для ведения скотоводства предгорья Каратау. Предположительно, батыр родился в 1708 году в местности Шыршык (Чирчик) в междуречье Сырдарьи и Келеса в семье охотника Арык мергена. Бердыкожа-батыр участвовал во всех крупных битвах казахов с джунгарами и волжскими калмыками (по некоторым данным, это более чем 100 сражений). Казахская устная историо­логия повествует и о том, что он руководил крупным ополчением казахов Старшего жуза в составе единой освободительной армии хана Абылая во время сражений против джунгар, а в 1756 году храбро сражался в рядах армии Абылай-хана против вторгшихся в Казахстан многочисленных войск китайцев. В 1771 году во время «пыльного похода» Шанышкылы Бердыкожа-батыр активно воюет с волжскими калмыками, попытавшимися весной через Сарыарку переселиться на опустевшую после джунгар территорию. 
В начале января 1786 года в очередном походе против кыргызов трагически погибает Бердыкожа-батыр. Об этом скорбном для казахов событии подробно написал А. Левшин в своем знаменитом труде «Описание киргиз-казацких или киргиз-кайсацких орд и степей»: «Еще более пострадал от бурутов киргиз-казачий старейшина Бердыкожа…Отчаянный старейшина киргиз-казачий, зная нравы своих неприятелей, не мог надеяться на счастие в будущем, и потому с намерением ускорить конец свой, заколол бурута (кыргыза. – Авт.), который вез его к своему родоправителю. Раздраженные поступком сим буруты немедленно остановились и умертвили Бердыкожу самым бесчеловечным образом. Сначала отрубили ему голову, руки и ноги, потом распороли живот и сложили в оный все отсеченные члены». 
Кстати, изучение останков батыра учеными из лаборатории М. Герасимова также говорит о наличии «множества травм без следов заживления. Это свидетельствует о том, что эти травмы стали причиной смерти. Все травмы нанесены тонкими сабельными лезвиями. Несколько ранений были несовместимы с жизнью. Таким образом, убийство было крайне жестоким». 
Так, тщательное антропологическое исследование московскими учеными костей батыра показало, что на верхней трети левого плеча была глубокая рана, затронувшая кость, головка левой плечевой кости срезана очень сильным сабельным ударом, рассечена левая ключица, отсечен фрагмент правого сосцевидного отростка височной кости черепа, а также повреждены внутренние нижние поверхности нижней челюсти. 
Практически полная сохранность всех элементов скелета указывает на то, что тело все же не было осквернено. Видимо, в то время враг умел уважать достойного соперника.
По древним обычаям казахов его мазар был возведен на древней караванной дороге, связавшей города-оазисы Семиречья и присырдарьинского региона с северными и северо-восточными районами Казахской степи и с Западной Сибирью. Место захоронения батыра было зафиксировано и на карте Семипалатинской области, составленной во второй половине XIX века офицерами Генштаба Российской империи, и столетие спустя – на советской карте. 
К настоящему времени остались развалины мавзолея, возведенного в конце XVIII века. В июле 2011 года Институт архео­логии им. А. Маргулана организовал комплексную археолого-этнологическую экспедицию, которая точно определила место захоронения славного батыра. По словам местных жителей, мазар практически в целости и сохранности просуществовал до 60-х годов XX века. 
Он был возведен из сырцового кирпича, основание имело квадратную форму с размером каждой стороны в 6,5 м, толщина стен доходила до полуметра. Купол имел шлемовидную форму. 
 
 
Результаты экспертизы останков были опубликованы на сайте Евразийского государственного университета им. Л.Н. Гумилева:
 
 
 
 
 

Автор: Нечвалода А. И.

Фото антропологической реконструкции (скульптурного бюста) головы по черепу женщины сакской культуры. Могильник Кумкуль / Челябинская область.

Автор: Нечвалода А. И.

Фото антропологической реконструкции (скульптурного бюста) головы по черепу мужчины эпохи энеолита с поселения Гладунино 3 / Курганская область.

Автор: Алексеева Е.А. Атласовское погребение 2 (анфас)

Atlasovskoe 201

Атласовское 2 захоронение было обнаружено в 2014 г. в районе Ботанического сада Северо-Восточного федерального университета, также случайно. В могильной яме были железные стремена и удила, нож в берестяных ножнах, железные ножницы, металлические детали головного убора, серьга, кожаные детали нагрудника с нашитыми металлическими бляшками. Останки принадлежали женщине, умершей в возрасте 30-40 лет. Захоронение датируется XIV-XVII вв. (углеродное датирование), относится к кулун-атахской позднесредневековой культуре, имевшей распространение в Центральной Якутии и на Вилюе в XIV-XVI вв.

Автор: Балуева Т.С. и Веселовская Е.В.

Реконструкция лица по черепу мужчины из кургана 4 могильника Талды II. Могильник расположен недалеко от села Касыма Аманжолова, 300 км. от г. Караганда Республики Казахстан. Погребение соотносится с тасмолинской культурой раннего железного века. Автор раскопок А.З. Бейсенов. 

 

Автор: Герасимов М.М.

Сунгирь 1 - пластическая реконструкция по черепу мужчины 40-50 лет, останки которого были найдены на верхнепалеолитической стоянке древнего человека на территории Владимирской области. Стоянка находится на восточной окраине Владимира в месте впадения одноимённого ручья в реку Клязьма, в километре от Боголюбово. Обнаружена в 1955 году при строительстве завода и исследована О. Н. Бадером.

Автор: Алексеева Е.А. Атласовское погребение 2 (профиль)

   Atlasovskoe 202Атласовское 2 захоронение было обнаружено в 2014 г. в районе Ботанического сада Северо-Восточного федерального университета, также случайно. В могильной яме были железные стремена и удила, нож в берестяных ножнах, железные ножницы, металлические детали головного убора, серьга, кожаные детали нагрудника с нашитыми металлическими бляшками. Останки принадлежали женщине, умершей в возрасте 30-40 лет. Захоронение датируется XIV-XVII вв. (углеродное датирование), относится к кулун-атахской позднесредневековой культуре, имевшей распространение в Центральной Якутии и на Вилюе в XIV-XVI вв.

Автор: Балуева Т.С. и Веселовская Е.В.

Рязанский князь Олег Иванович (1340?-1402). Княжил с 1350 по 1402 г.
Олег Иванович, в схиме Иоаким (ум. в 1402 году) — великий князь Рязанский с 1350 года. Наследовал княжение по смерти Василия Александровича. По одной из версий, сын князя Ивана Александровича (и племянник Василия Александровича), по другой версии - сын князя Ивана Коротопола. 
У князя Олега была трудная и противоречивая судьба и посмертная недобрая слава, которая была создана московскими летописцами и дошедшая до наших дней. Изменник, ставший все же святым. Князь, которого окрестили «вторым Святополком» на Москве, но которого любили рязанцы и были верны ему и в победах и после поражений, который является яркой и значимой фигурой в жизни Руси XIV века. Примечателен факт, в докончальной грамоте 1375 года между Дмитрием Ивановичем Донским и Михаилом Александровичем Тверским — основными конкурентами за господство и великое княжение Владимирское, в качестве третейского судьи по спорным делам указан князь Олег Рязанский. Это свидетельствует о том, что Олег являлся на тот момент единственно авторитетной фигурой, великим князем, не стоявшим ни на стороне Твери, ни на стороне Москвы. Более подходящую кандидатуру на роль третейского судьи найти было практически невозможно.
Княжение Олега — это ряд попыток отстоять самостоятельность и независимость рязанского княжества на татарско-московском перепутье в то время, когда национальные интересы требовали объединения русских сил в борьбе с Ордой. Отсюда, при невозможности полноценно сопротивляться ни татарам (только в запоздалом и кратковременном союзе с князем Владимиром Пронским был разбит и прогнан татарский отряд ордынского князя Тагая в 1365 г.), ни Дмитрию Донскому (в 1371 г. Олег, был разбит войсками Дмитрия Донского, под командованием князя Дмитрия Михайловича Волынского-Боброка в сражении при Скорнищево, после чего был заменен на княжестве в Рязани князем Владимиром Пронским, затем сумел вернуть себе княжение), колебания Олега то в сторону Москвы (разгром Рязани татарами в 1378 и 1379 гг. за союз с Москвой), то в сторону татар (союз с Мамаем перед Куликовской битвой в 1380 г.) и необходимость принимать удары за политическую двуличность (в 1381 г. унизительный договор о союзе с Москвой, помощь Тохтамышу в 1382 г.) и с той и с другой (в 1382 г. и от Тохтамыша и от Донского). В 1385 г., Олег воспользовавшись ослаблением Москвы, после нашествия Тохтамыша, захватывает Коломну и только при участии Сергия Радонежского была предотвращена очередная междоусобная война, Олег навеки мирится с Дмитрием Донским и в 1387 г. состоялась свадьба его сына Федора на дочери Дмитрия Софье: к тому же интересы зятя, смоленского князя Юрия Святославича, требуют особого внимания к агрессивной политике Витовта Литовского, стремящейся захватить Смоленск. Столкновения с Витовтом на Литовской и Рязанской территории (1393—1401) и с мелкими татарскими отрядами на границе не позволяют Олегу думать о возвращении ряда населенных мест, уступленных Москве еще в 1381 г.
Перед самым концом жизни, мучимый раскаянием за всё, что было в ней темного, он принял иночество и схиму под именем Иоаким, в основанном им в 18 верстах от Рязани Солотчинском монастыре . Там жил он в суровых подвигах, нося власяницу, а под ней стальную кольчугу, которую не захотел надеть, чтобы оборонять отечество против Мамая. Инокинею окончила свою жизнь и его супруга — княгиня Евфросинья. Их общая гробница находится в соборе обители.

Автор: Алексеева Е.А. Брусницын Л.И. (1784/86 - 1857)

Brusnicin 102Брусницын Лев Иванович (1784/86 - 1857 гг.) - сын мастерового, с 1795 г. начал работать на Екатеринбургских золотых приисках, промывальщиком на золотодробильной фабрике. За усердие в 1813 г. утверждён похштейгером. Много лет проводил поиски рассыпного золота, в 1814 г. открыл существование золотоносных слоёв в долинах рек Урала (в отличие от малоэффективной лоточной старательной промывки на берегах). Изобрёл механизмы и проработал  технологию промышленной добычи рассыпного золота. Направлялся во все регионы России, где обучал и внедрял свой метод поиска и добычи, что привело к перевороту в золотодобывающей промышленности и позволило России к 1830 году выйти на первое место в мире по добыче золота. В 1814 г. получает чин обер-похштейгера, а в 1835 г. - чин обер-штейгера. В 1845 г. ушёл в отставку, был награждён серебряной медалью.

Автор: Алексеева Е.А. Зелёный Яр

Zeleniy Yar 102

   Портрет мужчины 50-60 лет из погребения 27 историко-культурного объекта у поселка Зелёный Яр (г. Салехард, ЯНАО Тюменской области), включающий погребения двух периодов раннего средневековья (VIII-IX вв. и XII-XIII вв.).  Восстановление внешности мумифицированного мужчины проведено с использованием компьютерной томографии и 3D-печати. 

Автор: Алексеева Е.А. Сергеляхское захоронение

   SERGELAHSKOE 102Сергеляхское захоронение было найдено в районе Сергеляхского шоссе, г. Якутск, Республика Саха (Якутия). По AMS-датированию возраст погребения - середина XV-начало XVI вв., т.е. оно относится к кулун-атахской позднесредневековой культуре, имевшей распространение в Центральной Якутии и на Вилюе в XIV-XVI вв.
   Останки в погребении принадлежат мужчине, погибшему в возрасте 35-45 лет. Повреждения черепа указывают на смерть человека от ран, нанесенных клинковым оружием. 

Автор: Нечвалода А.И. Курганный могильник Мандесарка-6

mandes2.jpg   Скульптурная реконструкция по искусственно деформированному черепу женщины из курганного могильника Мандесарка-6 (Челябинская обл.). Позднесарматская культура II-III вв. н.э. Автор раскопок Мария Макурова. Автор Алексей Нечвалода. Тонировка реконструкции Елена Нечвалода. Материал: пластик, акриловые краски. Экспонирование: Музей-заповедник «Аркаим».

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 mandes1.jpg

Arkaim_f.jpg

Автор: Алексей Нечвалода. Последний император инков Атаульпе (?)

Скульптурная реконструкция по мануальной модели черепу № 34640 (предположительно идентифицируемый, как принадлежащей последнему императору инков Атаульпе (?)) хранящемуся в Музее человека в Париже.Фото черепа предоставлены Музеем человека.

Автор Алексей Нечвалода. Матерал: пластик, акриловые краски.ataualpa.jpg


Атауальпа_1.jpg

Автор: Никитин С.А. "Уржарская принцесса"

   Скульптурная реконструкция по черепу женщины из Уржарского района Восточно-Казахстанской области, где в одном из курганов было найдено неграбленое погребение женщины сакского времени.    При погребенной обнаружены керамические и деревянные сосуды и кости жертвенного животного - овцы. На костях человеческого скелета сохранились остатки ткани от одежды синего и зеленого цвета. У головы погребенной найдены золотые серьги и каменный жертвенник - непременный атрибут женских захоронений того времени.    Наибольшую ценность представляет остроконечный золотой головной убор, богато украшенный растительными узорами и зооморфным орнаментом. Головной убор имеет также стреловидные навершия украшенные спиралью из золотой проволоки. Нижняя часть изделия была украшена древними зергерами рифлёными подвесками. По форме и орнаментальному воплощению, находка напоминает народные казахские женские головные уборы саукеле и борик. Фото: О. Белялов    

Автор: Алексей Нечвалода. Реконструкция по черепу мужчины из срубно-алакульского могильника Ташла I

   Скульптурная реконструкция по черепу мужчины из курганного могильника Ташла-I. Срубно-алакульский синкретический могильник. Раскопки Янины Рафиковой. Автор Алексей Нечвалода. Материал: гипс тонированный. Экспонирование: Национальный музей Республики Башкотостан.           

Автор Нечвалода А.И.: Реконструкция по черепу мужчины позднесарматского времени из могильника Танабереген II

   Скульптурная реконструкция по черепу мужчины с искусственно деформированному черепу из могильника Танаберген II. Позднесарматская культура III в. н. э. (Западный Казахстан). Раскопки Армана Бисембаева.    Автор Алексей Нечвалода. Материал: гипс тонированный. Экспонирование: Актюбинский историко-краеведческий музей.

Автор Алексей Нечвалода: Скульптурная реконструкция по черепу мужчины из к. 16 мог. Берель (Казахстан). Пазырыкская культура

   berel_male.jpg Скульптурная реконструкция по черепу мужчины из кургана 16 Берелского курганного некрополя (Казахский Алтай). Пазырыкская культура V-IV вв. до н. э. Раскопки Зайнуллы Самашева.
   Автор Алексей Нечвалода. Материал: пластик, акриловые краски.
   Экспонирование: Национальный музей Республики Казахстан.

Автор Алексей Нечвалода: Скульптурная реконструкция по черепу мужчины из к. 16 мог. Берель (Казахстан). Пазырыкская культура

    Скульптурная реконструкция по черепу мужчины из кургана 16 Берелского курганного некрополя (Казахский Алтай). Пазырыкская культура V-IV вв. до н. э. Раскопки Зайнуллы Самашева.   Автор Алексей Нечвалода. Материал: пластик, акриловые краски.   Экспонирование: Национальный музей Республики Казахстан.

Автор Алексей Нечвалода: Скульптурная реконструкция по черепу женщины из к. 16, мог. Берель (Казахстан). Пазырыкская культура

   Скульптурная реконструкция по черепу женщины из кургана 16 Берелского курганного некрополя (Казахский Алтай). Пазырыкская культура V-IV вв. до н. э. Раскопки Зайнуллы Самашева.   Автор Алексей Нечвалода. Материал: пластик, акриловые краски.   Экспонирование: Национальный музей Республики Казахстан  

Автор: Алексеева Е.А. Реконструкция лица по черепу мужчины из могильника Устюг 1 (Бакальская культура)

   Курганный могильник Устюг 1 (V-VI вв. н.э.), бакальская культура. Портрет мужчины 35 - 40 лет. Расположен в среднем течении р. Тобол, на территории Заводоуковского р-на Тюменской обл. Раскопки Матвеевой Н.П. 2009-2012 гг.

Биологические предки казахов: от европеоидов к монголоидам

Самый авторитетный антрополог Казахстана Оразак Исмагулов представил в Алматы книгу "Происхождение казахского народа (по данным физической антропологии)", материалы для которой собирал больше полувека.

469491.jpg

Исследователь изучил казахов и их предков по разным разделам физической антропологии. В том числе проследил, как за последние 4 тысячелетия изменились черты лица у населения, жившего на этой территории.
Книга написана в соавторстве с дочерью ученого - антропологом, старшим научным сотрудником отдела этнологии и антропологии Института истории и этнологии им. Ш. Уалиханова Айнагуль ИСМАГУЛОВОЙ, где и были презентованы результаты многолетнего исследования. Ученые провели комплексные исследования по изучению генетической структуры популяции казахов, собрали большое количество различных данных по морфофизиологическому развитию как предков казахского народа, так и их современных представителей. Были изучены костные останки, черепа, зубы, кожный рельеф пальцев, группы крови и, конечно, внешний облик.

Делить потомков нет оснований

   Академик НАН РК, член-корреспондент Болонской академии наук (Италия), доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки РК 87-летний Оразак Исмагулов является первым отечественным антропологом, основателем антропологической школы в Казахстане.
   В советское время неоднократно страдал за преданность этой науке - в 70-х его научный труд по популяционной генетике казахского народа был изъят из продажи и сожжен.
   Советские идеологи и дальше имели к нему претензии - так, свои материалы антропологу приходилось даже прятать у коллег по всему Казахстану. После распада СССР уничтоженная книга была официально реабилитирована. Настало время, когда он смог выезжать за рубеж, где читал лекции в ведущих университетах мира - Калифорнийском (Санта-Барбара) и Болонском, организовал первую в Казахстане лабораторию этнической антропологии при Институте истории и этнологии им. Ш. Уалиханова и лабораторию физической антропологии в Национальном музее РК. Его перу принадлежат 10 книг и более 400 научных статей и докладов по этногенезу и этнической истории казахского народа.
   На презентации в Алматы Оразак Исмагулович признался, что собирал материалы для книги на протяжении всей своей научной деятельности.
   Он вспомнил, что в середине XX века были заявления о том, что казахский народ - это осколки монголов, или калмыков, или киргизов, писали, что нашими предками являются… мигранты.
  Найти конкретных биологических предков казахов стало делом всей его жизни. Для этого ученому пришлось досконально изучить антропологические характеристики живого коренного населения на всей территории его проживания в нынешнем Казахстане - от Алтая до Каспия.
- Было много разговоров и в научном мире, и на бытовом уровне: мол, казахи делятся по субэтническим группам, то есть по трем жузам - это Старший, Средний, Младший. Говорилось, что казахи до сих пор не составляют единую народность или нацию, - рассказывает Оразак Исмагулович. - Было исследовано более 40 выборочных групп с 1966 по1996 год по пяти регионам - Восточному, Центральному, Южному, Северному, Западному Казахстану. Статистическая обработка этих материалов показала - по территориальным группам они разнятся мало, есть изменчивость, но она не достигает реальных различий. То же самое было сделано и по субэтническим группам, и здесь получены были те же результаты - очень малые различия. Вывод: делить современных потомков казахов нет никаких научных оснований!
   В своих более ранних работах антрополог уже делал это заключение: делить казахов на жузы с точки зрения популяционной генетики необоснованно.
- Они гомогенные, не делятся, - говорит он снова.

469490.jpg

Зубная морфология

   Антропологи сравнили зубную систему казахов с нашими соседями - узбеками, азербайджанцами, башкирами, чувашами и другими. По одонтологическим признакам (одонтология - наука о морфологии зубной системы) казахская популяция оказалась ближе всех к киргизам, алтайцам и ногайцам и довольно далека от народов Дальнего Востока и Кавказа.
- Мы хотели узнать, насколько казахский народ по одонтологическим признакам имеет собственный антропологический статус, - продолжает Оразак Исмагулович. - Оказалось, что по ним казахи разнятся от собственно монголоидов и европеоидов и занимают промежуточное положение. У человека есть два этапа развития зубной системы: молочный - от грудного возраста и до 12 лет, и взрослый. Мы исследовали возраст от 13 до 17-18 лет. Так как старше 20 лет уже морфологические особенности на зубах стираются, мы теряем начало и концы рельефных линий. Было изучено как мужское, так и женское население, так как по зубной морфологии половые различия незначительны.
   После анализа в области морфологии зубной системы хотели определить, имеются ли у современных казахов собственный одонтологический статус среди народов Азии и Европы. Выяснилось, что в области одонтологии казахский народ имеет собственный одонтологический тип, который носит смешанный характер.
   Человечество в целом делится на три расы - европеоидную, монголоидную и негроидную, в то время как в одонтологии выделяется всего две группы: восточная (монголоидная) и западная (европеоидная). Итак, для современных казахов характерен смешанный одонтологический тип.

Кожные узоры и группы крови

   Учеными были изучены кожные узоры на пальцах ладоней у 7 тысяч казахстанских мужчин.
- Дело в том, что отпечатки пальцев у мужчин и женщин резко отличаются, - поясняет Оразак Исмагулович. - В научных исследованиях их рассматривают порознь, в нашем случае представлена лишь мужская серия. Здесь мы наблюдаем то же, что и в соматологии (морфология лица и тела) и одонтологии, они достаточно идентичны и гомогенны. Такая ситуация может быть в том случае, если данная популяция имеет очень глубокое древнее биологическое развитие, так как процесс смешения до высокой степени и достижение консолидации с формированием единого физического типа на всей территории расселения могут быть достигнуты только за длительное время.
   Также учеными были проведены современные серологические исследования, то есть изучались группы крови - AB0, MNSs, Rhesus (D) и вкусовые свойства PTC.
- Нам хотелось представить расположение серологического типа современных казахов на фоне народов Азии и Европы, и оказалось, здесь казахи тоже имеют собственную историю. Мы снова разредили их по территориальным зонам и субэтническим группам и получили ту же картину - казахи достаточно однородны в отношении групп крови или серологических факторов. Нами были определены также вкусовые свойства PTC.
По данному генетическому признаку казахи достаточно разнятся от таких народов, как иранцы, таджики, монголы, киргизы, китайцы, занимая промежуточное положение.

Метисное происхождение

   Антропологи исследовали около 300 черепов современных казахов из разных регионов Казахстана.
- Они тоже не разнятся, различия очень малы, то есть достаточно гомогенные и имеют собственный комплекс антропологических особенностей. Показатели черепной коробки и лицевого отдела были сопоставлены с таковыми у представителей европеоидной и монголоидной рас.
   При этом казахи занимают свое место, ни с кем не объединяясь, хотя и приближаются к другим близким по происхождению народам. Следовательно, судя по результатам формирования физических черт, казахи имели свою биологическую историю и собственные истоки развития. В своих предыдущих работах Оразак Исмагулов доказал, что казахи имеют смешанное происхождение, обладая не только монголоидными, но и древними европеоидными чертами.
- Оказалось, что в эпоху раннего железного века местное древнеевропеоидное население испытывало давление со стороны насельников более восточных регионов Центральной Азии - примерно в X-IV веках до нашей эры, - говорит он. - На территории нынешнего Казахстана это было начало процесса смешения представителей азиатского расового ствола с местными древними европеоидами. По расчетам, которые были предприняты по формуле Г. Ф. Дебеца, удельный вес привнесенных монголоидных элементов составил тогда 15 процентов. Остальные 85 процентов принадлежали европеоидным чертам местных насельников. В античное время, на рубеже нашей эры, это соотношение находилось примерно на уровне 25 процентов восточного и 75 процентов местного древнего европеоидного происхождения.
   В раннем средневековье, обычно называемом тюркским временем, это смешение достигло равного соотношения - 50 на 50 процентов. То есть половина антропологических признаков относилась к местным древним европеоидам, а другая половина была привнесена внешними мигрантами со стороны Азии.
   В монгольское время, где-то в XIII-XV веках, в расовый тип местного населения монголами было привнесено еще 20 процентов. Итого теперь содержание монголоидных элементов составило 70 процентов. Таким образом, у современных казахов содержание древних европеоидных элементов составляет 30 процентов, а привнесенные в течение 20 веков монголоидные черты составляют 70 процентов. На этом основании мы предполагаем, что характерный для современных казахов антропологический тип в морфологическом и физиологическом отношении сложился в позднем средневековье (XIV-XV века).
   Мы считаем, что современные казахи имеют метисное происхождение от смешения древних европеоидов с монголоидами, при этом они относятся к так называемой тураноидной смешанной расе.
В масштабе этой расы их антропологический тип представляет казахстанский вариант.

Генетическое наследие

   Также антропологами были изучены найденные на территории Казахстана палеоантропологические материалы разных исторических эпох. Опираясь на них, авторы составили уникальные схемы, которые отражают краниологическую динамику насельников на протяжении 4 тысячелетий - от эпохи бронзы до современности. По ним становится очевидным, как внешний облик (высота черепной коробки, ширина скул, угол выступания носа и др. краниологические признаки) формировался в направлении черт, характерных для современных казахов. В лаборатории М. Герасимова в Москве, которая занимается антропологической реконструкцией, были воссозданы лица древних людей по черепам, выявленным на территории Казахстана из памятников различных этнокультурных периодов.
   Самый древний индивид принадлежит к неолитическому времени (7-5 тысяч лет назад), который был найден в поселении Коскудук-1 на территории Мангистауской области. Авторы обращают внимание, что он имеет очертания лица исключительно древнеевропеоидного типа. Далее показаны реконструкции внешности двух "леди" эпохи бронзы из Западного и Северного Казахстана. Они также имеют европеоидные черты без каких-либо примесей. Это же касается и индивида из района Жетысу, относящегося к раннему железному веку (сакское время). В его облике преобладают европеоидные черты, однако уже присутствует небольшая примесь, при этом условная доля монголоидных элементов составляет около 15 процентов.
   Далее, в античное время, в лице мужчины из Семиречья слегка улавливается нарастание монголоидных особенностей, но их условная доля составляет не более 25 процентов.
Следующими представлены реконструкции мужских черепов X века из Притяньшанья и XIII века из мавзолея в Центральном Казахстане. В это время вполне ощущается близость к характерным для современных казахов чертам, при этом доля монголоидных элементов достигает уже 50 процентов. И наконец в наиболее поздний этап показан облик Жолбарыс-хана и Абылай-хана.
   Здесь уже заметно преобладание азиатских черт, в том числе наличие эпикантуса - внутренней складки века, прикрывающей слезный бугорок глаза, который сегодня можно встретить у большинства современных казахов.
- Главные особенности проведенных комплексных исследований по шести разным разделам антропологии, то есть по соматологии (морфология лица и тела), одонтологии (морфология зубной системы), изосерологии (группы крови), дерматоглифики (морфология кожных узоров кисти рук), краниологии (морфология черепа) и палеоантропологии (морфология древних костных останков), составивших основу характеристики физического облика казахского народа, заключаются в том, что они не были просто механически отождествлены с физическими показателями древних насельников Казахстана. Весь комплекс полученных антропологических данных был проанализирован в динамике и в контексте изучения их исторических истоков от физических предков казахского народа.
   Следует особо отметить, что в отличие от представителей гуманитарных наук проблемы расогенеза и этногенеза казахского народа исследователями рассматриваются на уровне самого творца и носителя этнокультурных ценностей, а именно - насельников, живших на конкретной территории на протяжении разных историко-культурных периодов - от глубокой древности до современности.
   Общая длительность истории казахского народа и его предков составила около 4 тысяч лет, и теперь в облике современных казахов как среди мужчин, так и женщин 1/3 часть физических черт сохранилась от древнеевропеоидных насельников эпохи бронзы (XX-X века до нашей эры) в качестве генетического наследия.
   Поэтому на территории Казахстана казахский народ вовсе не мигранты, а наоборот, единственные потомки древних местных насельников, антропологический тип которых формировался постепенно, однонаправленно на протяжении длительного времени - более 40 веков, в масштабе всей современной территории республики, - подытожил Оразак Исмагулов.

Источник: Караван.kz
Автор: Марина Хегай

Поделиться:
Поделиться:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

  • Слайдер 1
    Слайдер 1
  • Слайдер 2
    Слайдер 2
  • Слайдер 3
    Слайдер 3
  • Слайдер 4
    Слайдер 4
  • Слайдер 5
    Слайдер 5
  • Слайдер 6
    Слайдер 6
  • Слайдер 7
    Слайдер 7
  • Слайдер 8
    Слайдер 8
  • Слайдер 9
    Слайдер 9
  • Слайдер 10
    Слайдер 10

Сейчас на форуме

Форум закрыт
^ Наверх